предыдущая к титулу раздела следующая
Старая
Ладога. Случайные находки одного лета: • Оселок
(Земляное городище; отвал), навершие
плетки в виде головы сокола (XII в., берег
Волхова), скандинавская
хрустальная подвеска на серебряной проволоке (X в., Земляное
городище; отвал), глазчатые
бусы (VIII–IX вв., берег Волхова и отвал на Земляном
городище), бронзовая
подвеска с солярным знаком (берег Волхова), домонгольское
овручское пряслице (огород
на Земляном городище) Фото
А. Ч. 11. СКРЕБОК СКРЕБКУ РОЗНЬ Очень многое в деле зависит от того, сам ложится ли инструмент в руку, или его надо держать да еще и удерживать. Это относится и к шпаге, и к пиле с мотыгой, и к авторучке. Мой сын Сашка еще школьником обнаружил на даче в Тарусе неолитическую стоянку и с тех пор не уставал поражать меня столь продвинутым дизайном каменных ножей, скребков и топоров, что иногда я просто отказывался верить в зримую реальность этих чудес. Только для этого мало видеть эти вещи в музейной витрине, надо самому взять их в руку. (А за последние несколько тысяч лет рука человека мало изменилась.) Правда, более всего изумил меня некий, совсем грубый с виду палеолитический комбайн с оплывшей от времени и струй Оки крупной ретушью В нем соединились три инструментарных позиции: возьмешь эдак – скребло, чуть сдвинешь ладонь – она врастает в соседние складки камня и получается лощило, перевернешь – мощное дробило, или, если угодно – топор. Но и то правда, что держать эту штуковину надо было как-то по-особому, не так, как мы привыкли держать инструмент. Руке вроде бы удобно, но в ней начинают работать какие-то странные и дикие созвучия мышц, возникает пластика, напоминающая, пожалуй, пластику хищной птичьей лапы. Однажды я привез этот «комбайн» в Питер и на какой-то выставке показал Анатолию Николаевичу Кирпичникову. Профессор высоко оценил Сашкину находку: «Забери и спрячь, а то с милицией приду изымать!». А вот любшанский скребок (случайная находка, а потому она пока у меня, а не в музее). То ли неолит, то ли ранний железный век: • Любшанский скребок. Крохотный ножик/скребок с бритвенно-острой режущей кромкой, похоже, экспортная штучка (в наших болотах такого камня, кажется, нет). Поскольку подержать его вы можете только взглядом, поверьте на слово: эти искусственные выбоины сделаны точно под большой, указательный и средний палец изящной женской руки. Сам не пробовал, но подозреваю, что чистить этим приспособлением ладожского осетра одно удовольствие. 12. ЗОЯ И ЕДИНОРОГ В конце октября 2005-го на сайте altladoga.narod.ru появилось сообщение: 25.10.2005
20:58:25 сегодня ночью
умерла Зоя Дмитриевна Бессарабова (Гирьковна) В скобках ладожское Зоино прозвище, давно ставшее вторым ее именем (даром, что заглазно). Весовые арабские гирьки были тайной и многолетней страстью Зои. И как о любой сильной страсти знали об этом все. Ничего патологического или странного, никакой «сверхценной идеи» или занудства в этом ее увлечении не было. Такова норма подлинного профессионализма: Акакий Акакиевич любил буквы, Пушкин строчки, а Зоя Дмитриевна гирьки. Но любовь – всегда вызов окружающим («Ха-ха-ха, хи-хи-хи – Дельвиг пишет стихи!») Ровно десять лет назад мы шли с Евгением Рябининым в крепость на официальную пьянку, и бес меня попутал впервые завернуть на отвал А. Н. Кирпичникова[1]: – Пойдем, посмотрим?.. ...Рябинин, разумеется, на чужой отвал не пошел, но согласился подождать. Перекуривал он недолго, потому что я поднял первую попавшуюся щепку и только раз ею ковырнул. И оно сразу выкатилось. Тогда мне и показалось впервые, что вещь, найденная в земле, увидев человека вскрикивает. И тут же стремится укатиться и спрятаться. (Кричит, конечно, собственная твоя радость. Когда через год я найду половнику желто-синего глазка, то мой вопль услышат, наверное, и в Новой Ладоге.) Это самое оно оказалось бронзовым четырнадцатиггранником, а на боках с четырех сторон были продавлены по две пары точек. Мне показалось, что это забитые землей отверстия. Я сорвал травинку и стал ею ковырять. Но дырки не проковыривались. – Смотри, Евгений Александрович, какая странная бусина... Рябинин затушил бычок и поднес находку к глазам: – Да, странная. Тем более что и не бусина. – А что? – Арабская гирька для взвешивания дирхемов. • Гирьки. Две с берега Волхова, но маленькая – с
того же отвала на Земляном
городище (раскоп № 2). – А дырки почему недоделанные?.. – Не дырки, а маркировка. Одно углубление – одна единица веса. И, закрывая тему: – Ну, поздравляю, только Зое Дмитриевне не показывай. Мне говорили, что по неписанному закону найденное не в слое может остаться у нашедшего[2]. Но что-то в голосе моего нового товарища (познакомились мы всего с месяц назад) меня насторожило. – А это что, – ценность? – Ценность? Я за такое бутылку шампанского выставлял. А это первая, найденная не в сопке, а на поселении. (Эта «яма» Анатолия Николаевича для меня гирькой начнется, гирькой и закончится. Это позже рябининские приучат кирпичниковских к металлоискателю, и гирьки с отвалов исчезнут.) – Зоя Дмитриевна – это кто? – Хранительница фондов. Она о гирьках статью пишет. Уже лет двадцать. – Так давай ей и подарим. И впервые Рябинин посмотрел на меня как-то со значением. (Должно быть, в эту минуту мы и подружились.) Уже у входа в крепость встретили Надежду Милютенко, тогдашнего замдиректора по науке: – Дивись, Надежда, что я у Кирпичникова в отвале отрыл!.. Поскольку Милютенко охнула, успех надо было развивать: – Там еще весы, но они золотые, тяжелые, я их пока прикопал... По ошалелому взгляду Нади понял: когда человек не верит своим глазам, он может поверить во все, что угодно. В крепостной башне народ уже пировал, нас вбили на скамью с краю. Освоившись, я поднял тост и сказал, что мы с Рябининым пришли не с пустыми руками, и кто, мол, здесь Зоя Дмитриевна? Оказалось, что хранительница фондов сидит на другом конце длинного стола. Я пустил гирьку по цепочке, а хранительница извлекла из-под лавки большую сумку, покопалась в ней, достала очки, аккуратно развернула целлофановый пакетик от пачки сигарет (это как я сообразил в тот день, – самый удобный футляр для временного хранения мелких находок). И углубилась в созерцание. А после проделала все в обратном порядке и, даже не взглянув, в мою сторону, спрятала гирьку за корсет. Но женщины непредсказуемы, и с тех пор Зоя допускала меня в фонды в любое время. А я каждый год старался найти местных мойщиков берега (в основном этим занимаются не ладожане, а волховстроевские) и купить для Зои хоть одну ее любимицу – не бронзовую, так железную, не четырнадцатигранную, так хоть «боченок». За это через несколько лет и услышал: «Что-то вы, Андрей Юрьевич, в этом году без гирьки...». А когда я привез ей показать пирамидальный разновес (бронза, XIII век, Золотая Орда), подаренный мне поисковиком Костей Смольниковым, Зоя Дмитриевна меня из фондов не выпустила: «Андрей Юрьевич, вы должны оставить это здесь». И тогда я понял, что даже Ладога здесь ни при чем. Зоина любовь распространялась на все гирьки мира. Только статью о них она, кажется, так и не написала. Впрочем, с этой темой не справился даже академик. В Новгороде Валентин Лаврентьевич Янин как-то мне пожаловался, что по молодости занимался весовыми арабскими эквивалентами, однако «ничего путного не получилось». Наверное, я знаю, почему. Пусть одна точка на боку – это около грамма. Только ведь и в древности продавцы умели обвешивать с помощью подложных разновесов. Однажды, если не ошибаюсь, в конце восьмидесятых, в музей пришел местный житель и принес сразу четыре гирьки, подобранные им на Победище. Зое бы радоваться, но она потребовала: покажи, где взял! Посетителю скрывать было нечего (не его вина, что размыло погребение в поле уже раскопанной сопки), и он готов был сходить туда хоть завтра, но Зоя уже вооружилась ножом: «Прямо сейчас!» Нож был большой, археологический, и мужик благоразумно сдался. Этим ножом через полчаса она извлекла из грунта еще пару мелких гирек и роскошного бронзового конька. • Конек-единорог.
X в. Бронзовая весовая гирька, найденная в полé разрушенной сопки урочища Победище хранительницей фондов Староладожского музея Зоей Бессарабовой. Фото Андрея Усова •Зоя Бессарабова показывает посетителю фондов своего конька. А потом скажет: «Я вижу, что вы с ним попрощаться не можете. Вы его поцелуйте, и тогда он вас отпустит. Я всегда так делаю». 1996 г. Фото Андрея Усова Зоя заботилась о своем коньке, как о котенке. Иногда единорог даже жил не в фондах, а у нее дома. А когда я предложил снять с конька слепок и сделать сувенирные отливки, запротестовала: «Пусть скульптор работает по фотографиям. Или хоть прямо в фондах. Конечно, Людмила Александровна может мне приказать, но знайте, я – против того, чтобы снимать слепок». – Почему, Зоя Дмитриевна? – Потому что это плохо скажется на патине. Она не хотела, чтобы ее конька мучили. А еще я так и не смог убедить ее, что ее улыбающийся конек – это единорог («Всё вы, Андрей Юрьевич, придумываете!). Но это придумал как раз не я. Это при пересъемке первым увидел Вилли, то есть Андрей Усов. А потом (без моей подсказки) еще и Нина Аршакуни, которой я подарил усовскую фотографию. На голове у конька чуть изогнутый рог, а не два сросшихся уха. Просто в западноевропейской традиции рог у этого чудо-зверя принято было изображать растущим прямо изо лба. А тут всё, как положено мужчине, а уши словно бы сливаются с рогом и переходят в него. Этот средневековый покровитель романтических дев был самой большой радостью одинокой ее жизни. 24
ноября 2005 |
предыдущая к титулу раздела следующая
[1] Слух о том, что там всякое можно найти, уже был в обороте. Да и не только слух: мой сын, пятнадцатилетний олух, за месяц до того привез из Ладоги с отвала ювелирный пинцет X века. Более всего взбесило меня тогда то, что Сашка даже не сам нашел. Это ему подарил один из молодых ассистентов Анатолия Николаевича, который при моем сыне эту штуку и обнаружил. Но дело было в последний день сезона, описи закрыты, а вещи уже упакованы, так что вези, парень, в свою Москву на память о Ладоге. Этот пинцет сегодня снова в Ладоге, в музейной витрине.
[2] Это потом мы с сыном Сашкой установили свое правило: наш – только бисер, которого тут столько, словно его метали перед свиньями, а любая индивидуальная находка может лишь какое-то время храниться дома, но «по наследству не передается» и в конце концов должна быть сдана в фонды.