на титульную страницу сайта

 

на титульную страницу раздела

 

НОВУЮ РЕДАКЦИЮ ЭТОГО ТЕКСТА СМ.:

http://nestoriana.wordpress.com/2013/03/12/shestodnev/

15 марта 2013

 

ШЕСТОДНЕВ ОБ ЭВОЛЮЦИИ

 

 

Фрагмент вулканической лавы. Тамань.

28,5 на 17,8 мм. Пропорция 1,6 к 1

Находка Дарьи Черновой.

 

Еще Фома Аквинский утверждал, что истины, демонстрируемые с помощью разума, согласуются с истинами веры, а полученные путем откровения истины веры не могут противоречить истинам разума.

5 октября 2007 года СМИ сообщили об открытии академика РАН Юрия Викторовича Наточина, согласно которому жизнь не могла зародиться в океане.

 

http://www.rambler.ru/news/science/ecology/11327671.html

 

http://www.vz.ru/news/2007/10/5/114925.html

 

В ответ на мое электронное письмо Ю.В.Наточин подтвердил: он, разумеется, обратил внимание на то, что это еще одно подтверждение той эволюционной картины, которая дана в Библейском Шестодневе. (В середине 1990-х я писал об этом в «Новой газете», но, конечно, я не знал про агрессивную для жизни натриевую среду первородного океана.)

 

Первая страница Библии рассказывает о Шести Днях творения:

 

1 В начале сотворил Бог небо и землю

2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездной, и Дух Божий носился над водою.

3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. 4 И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. 5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. (И стало так.) 7 И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. 8 И назвал Бог твердь небом. (И увидел Бог, это хорошо.) И был вечер, и было утро: день второй.

9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. (И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.) 10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. 11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя (по роду и по подобию ее, и) дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. 12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду (и по подобию) ее, и дерево (плодовитое), приносящее плод, в котором семя его по роду его (на земле). И увидел Бог, это хорошо. 13 И был вечер, и было утро: день третий.

14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной (для освещения земли и) для отделения дня от ночи и для знамений, и времен, и дней, и годов, 15 и да будут они светильниками на тверди небес­ной, чтобы светить на землю. И стало так. 16 И создал Бог два светила великие: светило большее для управления днем, и светило меньшее для управления ночью, и звезды; 17 и по­ставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, 18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, это хорошо. 19 И был вечер, и было утро: день четвертый.

20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею по тверди небесной. (И стало так.) 21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода по роду их, и всякую птицу перна­тую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. 22 И благословил их Бог, говоря: плоди­тесь и размножайтесь и наполняйте воды в морях, и птицы да размножатся на земле. 23 И был вечер, и было утро: день пятый.

24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. 25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

26 И сказал Бог: сотворим человека на образу Нашему (и) по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими и над птицами небесными, (и над зверями,) и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыка­ющимися на земле. 27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотво­рил его; мужчину и женщину сотворил их.

 

Многие поколения атеистов смеялись над библейской картиной мироздания: действительно, как это может быть, что жизнь на земле возникает раньше, чем зажглось солнце? Но в начале второй главы уточняется, что при творении земли ситуация была такой:

 

5 ...Господь Бог не посылал дождя на землю; и не было человека для возделывания земли; 6 но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.

 

Библия Моргана. Франция. Ок. 1250

Именно это лицо земли и есть ключ к рассказу о ее творении. Другими словами, от лица земли и ведется рассказ о земной эволюции.

Представим себе «безвидную и пустую» новорожденную Землю. Она раскалена и погружена в непроглядную темноту. Это не тьма космоса, это многокилометровая мгла первичной атмосферы, жаркой и малопрозрачной у поверхности планеты. Еще нет первородного океана – дожди из серной кислоты (такие сегодня идут на Венере) испаряются, не достигая поверхности. Когда же первичные вулканические (и прочие горячие) процессы начнут затухать, и планета несколько остынет, и атмосфера будет проясняться.

Поэтому первое космическое событие, которое произойдет для земного наблюдателя – смена дней и ночей. То есть свет разделит непроглядную тьму на день (пока еще очень тусклый) и ночь.

В честь этого библейский День и станет условным обозначением некоего мифогеологического периода.

Меж тем планета продолжает остывать, и вот сернокислые дожди долетят, наконец, до ее поверхности. В результате химической реакции с первичной щелочной породой возникнет масса нового вещества – воды, которая, разумеется, тут же испарится (на земле еще слишком жарко).

Второй День творения наступит, когда температура упадет ниже ста градусов по Цельсию, и на землю ляжет первородный океан. То, что в русском переводе звучит как «твердь», по-древнееврейски названо словом ракия – простертая. Речь о прозрачной атмосфере, впрочем, покуда еще лишенной кислорода (вспомним, что в пятый день по этой самой «тверди» полетят птицы). Атмосфера и отделит «воду под твердью» (океан) от «воды над твердью» (сплошного покрова из водных облаков).

В Третий День гравитация Луны приведет к появлению земной суши: не выдержав силы лунного притяжения, жидкое вещество вырвется из земных недр и над поверхностью океана вознесется из недр планеты единый материк – пра-Пангея.

На суше (по библейскому рассказу) возникнет жизнь, и растительность начнет поглощать углекислый газ и выдыхать кислород. Атмосфера еще более прояснится, и земля станет остывать еще быстрее. Из–за этого толщина облачного покрова уменьшится, и однажды он разойдется, а «на тверди» зажгутся «светильники»[1].

Пятый и Шестой Дни творения ознаменуются еще двумя триадами жизни: вода произведет «больших рыб» (в оригинале «чудовищ»), пресмыкающихся и птиц (это прямая ветвь эволюции), а земля «зверей» и «скотов и гадов». А закончится Шестоднев творением Человека (мужчины и женщины)[2].

 

 

Мы увидели, что библейский рассказ об эволюции неживой и живой земной материи ничуть не противоречит современным научным представлениям. Дело лишь в особенностях мифопоэтического языка, перевод с которого оказался делом несколько более трудным, чем даже перевод текстов с мертвых языков.

Во всяком случае, библейский повествователь, укрывшийся за словами Лицо Земли, заметил то, на что не обращали внимания геофизики еще лет тридцать назад, когда гадали, как же новорожденная жизнь не была убита солнечной ультрафиолетовой радиацией (ведь слоя озона еще не существовало) и полагали, что первые живые клетки родились или в недрах первородного океана, или где-то в недрах пещер. (А меж тем от ультрафиолета жизнь защищала «вода над твердью».)

Вряд ли тот, кто записал библейский рассказ о творении земли, именно так и представлял эволюционную последовательность земных метаморфоз. (Хотя этого и нельзя исключить вовсе.) Но будем считать, что это просто знание с превышением, то знание, которого достигает поэт, художник или музыкант на вершине своего творческого озарения.

 Обратим внимание на то, как «упаковано» содержание Шестоднева: за цветистым мифологическим орнаментом проглядывает математическая форма того, что называется бинарной оппозицией: каждый раз некая неживая субстанция делится чем-либо на два, и при этом живая материя всегда триадна, и при своем первом появлении вмешивается в ход эволюции неживой земной материи.

Такой мощи сворачивания пространства текста до формулы позавидует и конструктор, и дизайнер, и поэт.

Ну а глина, которая по гипотезе Юрия Викторовича Наточина и стала колыбелью жизни, откликнется в имени той самой Адамы (красной земли), из которой будет слеплен Адам.

 

………………………………………………….

 

ИЗ ПЕРЕПИСКИ С Ю.В.НАТОЧИНЫМ

08.10.07

 

Многоуважаемый Юрий Викторович!

 

Через некоторое время оппоненты станут доказывать, что Ваше открытие – только одна из многих гипотез. Меж тем, некоторые из гипотез вовсе Вам не противоречат, а, возможно, указывают на иные аспекты и звенья процесса.

Простите, что позволю себе несколько сугубо дилетантских соображений.

Отдаю себе отчет, что я переступаю уровень собственной компетенции, а потому не судите строго. Но вот что мне, литератору, помстилось:

С год назад появилась статья Александра Маркова со ссылкой на немецких исследователей «Гидротермальные источники — колыбель жизни на Земле?»

 

http://elementy.ru/news/430373

Вот еще его страничка:

http://www.macroevolution.narod.ru/paleobac.htm

 

Хорошо было бы попытаться совместить одно с другим и выстроить цепочку от первичных сернокислых дождей (как на Венере сегодня), их попадания на сушу и реакции с первичными породами, рождающими воду, то есть тот самый мелководный первородный океан (мое предположение, опубликованное на сайте www.chernov-trezin.narod.ru).

Вы справедливо указали на соль. Это очень понятный даже на бытовом уровне пример: соленые мясо и рыба долго не портятся. И у Вас мощный (пусть и не собственно научный) защитник: Библейский Шестоднев, в котором жизнь (растения) рождается на суше. А потом вода производит «больших рыб, пресмыкающихся и птиц» (эта триада – прямая ветвь эволюции, мозг всех этих существ не обладает «новой корой»). То есть понимать надо так, что растения производит суша, а потом жизнь уходит в моря и там начинается жизнь животная.

Если химически (скажем, на модели Венеры, еще не прошедшей стадию соленой воды) показать, что первородный океан сразу (или почти сразу, то есть еще до появления первоклетки) будет соленым, тогда Ваша позиция укрепляется.

В изданной в прошлом веке монографии Шкловского «Вселенная–Жизнь–Разум» первичная жизнь была загнана в океан только потому, что еще нет слоя озона, который поглощает солнечную радиацию. Потому, мол, нужна толща воды для того, чтобы первоклетка выжила. (Правда, там же говорится и о первых растениях в пещере на суше, но какая пещера просуществует сотни миллионов лет и сможет «надышать» столько кислорода?)

Ученые XX века представляли первородный океан как сочинский пляж в бархатный сезон. Они просто забыли посмотреть вверх. А там не солнышко, но многокилометровый покров туч. Это та самая библейская «вода над пространством» («твердью» в греческом переводе, поскольку греки полагали, что небо твердое, с него иногда падают камни).

По мысли Вернадского, зелень надышала кислород и, прояснив атмосферу, разрушила парниковый эффект.

Планета стала быстро остывать.

Вообразим, что было после.

Сейчас облака разойдутся, и ультрафиолетовое излучение погубит все живое.

Но облака расходятся (и «на тверди» являются «небесные светильники»), а ультрафиолет отражен новым щитом – озоновым слоем.

Из такой цепочки следует, что жизнь родилась в первородном кипятке. Но не в океанической, а в пресной (как Вы показали) среде. То есть те вулканы и «калиевые лужицы» не в море, а на суше. И это значит,  что пра-Пангея уже явилась из морских пучин (во всяком случае, так следует из корреляции с библейским текстом).

О том, что «первичный бульон» образовался где-то в кратере потухшего вулкана, писалось еще в XX веке. Но гидротермальные источники у подножия материковых вулканов, на мой дилетантский взгляд, – перспективней. Кратер с водой не может существовать геологически долго, а нам же нужен миллиард или более лет. Но такой срок у нас есть: подобная пресно-калиевая среда всегда будет рядом с вулканами. Тут и должны быть Ваши «калиевые лужицы». При этом они из-за круговорота воды в природе – по большей части пресные, поскольку соль будет вымываться в моря.)

Увы, я не химик и не биолог. А тут нужна крепкая группа академических исследователей самых разных естественнонаучных специальностей. Нужен мозговой штурм этой крепости на поле самого широкого эволюционного материала.

 

Андрей Чернов

 

 

на титульную страницу сайта

 

на титульную страницу раздела

 



[1] В начале 1980-х С. С. Аверинцев, с которым я консультировался по поводу такого чтения библейского рассказа, сообщил мне, что в Библии здесь сказано не «светила», а именно «светильники», то есть речь не о творении солнца, луны и звезд, а об их визуальном явлении «на тверди». Идея о том, что в Библии описано не творение солнца и звезд, а их появление на земном небе, высказана рядом авторов еще в начале XX века.

[2] То есть речь здесь о появлении хомо сапиенса как вида. И нет никакого противоречия в том, что позднее из ребра Адама будет сотворена Ева (речь не о творении женщины, а о сотворении института моногамного брака). Замечу, что и дальнейший рассказ об эволюции одухотворенной живой материи (то есть человека) с научной точки зрения столь же непротиворечив. Последовательно повествуется о жизни первых людей в земном раю Эдема, о том, как Адам давал имена животным и птицам (возникновение языка через звуковую мимикрию), о сотворении Евы (моногамный брак), о грехопадении (начало мясоедения?), изгнании из Эдема в одеждах из шкур, о рождении земледельца-Каина и скотовода-Авеля, о первом убийстве человека человеком и т. д. вплоть до появления музыкальных инструментов, кирпичей из глины, использования в строительстве извести и образования первых государств.

Сайт управляется системой uCoz