ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОЭЗИИ (из
наблюдений Пелагеи Марфовны) Жил да был Дыр Бул Щил
Филолог Михаил Безродный В
статье Е. М. Мелетинского я прочитала, что поэзия родилась позже живописи. Мол,
наскальный шедевр изваять легче, чем полноценные стихи. И вообще для нужд
стихописания человеческий язык должен вызреть. Меж тем любая система поначалу развивается от
простого и симметричного к сложному и ассиметричному. А симметричная стадия языка – стихоподобие. Первые слова человека были, разумеется,
односложными, а предложения двух- и трехчленными. Модель такой речи –
метроном: «Раз-два. Раз-два-три. Раз-два-три. Раз-два...» И то, что называют психологическим параллелизмом,
лишь усиливало метрическую правильность речи. Так и в школе дети учатся грамоте со стихоподобных
фраз: «Мама мыла раму…» Десятки (или даже сотни) тысяч лет человек оставался
анти-Журденом: что ни скажи – все стихи. В сочетании с поясняющим жестом это
дало то, что Веселовский назвал первобытным синкретизмом (коллективное
пещерное действо, в котором слиты песня, танец, театр, университет). А потом язык стал несимметричным: «Раз-два.
Раз-два-три-четыре-пять-шесть-семь. Раз-два-три. Раз-два-три-четыре. Раз.
Раз-два…» Попробуйте-ка это сплясать!.. А если самому не сплясать, то и ребенка ничему не
научить. Тут-то на помощь человечеству и пришли те, кто мог
синтезировать мерную речь из немерной – шаманы и запевалы первобытного хора.
Словом, – мы, стихотворцы. И как палка-копалка, подобранная в лесу, становится ценностью в поле, так и ритмическая речь на фоне неритмической бытовой стала осознаваться как сущая драгоценность. То есть храниться. Так и возник сосуд для внеличностной памяти человечества – фольклор. |
|
|
|