на титульную страницу сайта

 

на титульную страницу раздела

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОЭЗИИ

(из наблюдений Пелагеи Марфовны)

 

Жил да был Дыр Бул Щил

 

            Филолог Михаил Безродный

 

В статье Е. М. Мелетинского я прочитала, что поэзия родилась позже живописи. Мол, наскальный шедевр изваять легче, чем полноценные стихи. И вообще для нужд стихописания человеческий язык должен вызреть.

Меж тем любая система поначалу развивается от простого и симметричного к сложному и ассиметричному.

А симметричная стадия языка – стихоподобие.

Первые слова человека были, разумеется, односложными, а предложения двух- и трехчленными. Модель такой речи – метроном: «Раз-два. Раз-два-три. Раз-два-три. Раз-два...»

И то, что называют психологическим параллелизмом, лишь усиливало метрическую правильность речи.

Так и в школе дети учатся грамоте со стихоподобных фраз: «Мама мыла раму…»

Десятки (или даже сотни) тысяч лет человек оставался анти-Журденом: что ни скажи – все стихи. В сочетании с поясняющим жестом это дало то, что Веселовский назвал первобытным синкретизмом (коллективное пещерное действо, в котором слиты песня, танец, театр, университет).

А потом язык стал несимметричным: «Раз-два. Раз-два-три-четыре-пять-шесть-семь. Раз-два-три. Раз-два-три-четыре. Раз. Раз-два…» Попробуйте-ка это сплясать!..

А если самому не сплясать, то и ребенка ничему не научить.

Тут-то на помощь человечеству и пришли те, кто мог синтезировать мерную речь из немерной – шаманы и запевалы первобытного хора. Словом, – мы, стихотворцы.

И как палка-копалка, подобранная в лесу, становится ценностью в поле, так и ритмическая речь на фоне неритмической бытовой стала осознаваться как сущая драгоценность. То есть храниться. Так и возник сосуд для внеличностной памяти человечества – фольклор.

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz