Андрей
Чернов. Заметки о вечном ИМХОТЕП = ХЕСИРА (2) КАНОН ХЕСИРА Сюжет, столь наглядно явленный в великих пирамидах Гизы, начался за столетие до жизни Хеопса. Сорок семь веков назад неподалеку от Мемфиса в Саккаре зодчий Имхотеп построил для фараона Джосера (2780–2760 гг. до н. э.), основателя III династии фараонов, первую из больших пирамид. Ансамбль пирамид в Гизе на век моложе. Его заказчики – фараоны IV династии Древнего царства Хуфу (Хеопс), Хафра (Хефрен) и Менкаура (Микерин). Живший в III веке до н. э. египетский жрец Манефон в своей истории Египта сообщает, что Имхотеп «был изобретателем искусства строительства из тёсаного камня». И действительно, пирамида Джосера сложена из некрупных, но аккуратно обтесанных блоков известняка. Пирамида Джосера в Саккаре Вокруг пирамиды Джосера расположен мемориальный комплекс, окружённый ступенчатой в плане стеной (548 на 274 м). Пропорции полуквадрата говорят о том, что, что производные от него размеры должны быть связаны с √5 и золотым сечением. Чертеж – это всегда послание. Требуется лишь найти ключ к нему и корректно прочитать. Всматриваясь в чертеж мемориального комплекса Джосера, мы словно присутствуем на семинаре по теории архитектуры, который специально для нас проводит первый и великий зодчий человечества. Так и оказывается. Но, кроме этого, в чреду математических каламбуров оказывается вовлечен еще и √2. Имхотеп, чей архитектурный трактат «О проекциях храмов» утрачен так же, как и верхняя, седьмая ступень пирамиды Джосера, был обожествлен египтянами. Жрец Манефон писал: «во время его [Джосера] царствования жил Имхотеп, который благодаря своим познаниям в медицине получил среди египтян репутацию Асклепиуса [греческого бога врачевания]». Имхотепа прославили как сына богини Сахмет и покровительствующего ремесленникам бога Птаха, ему поклонялись вплоть до эпохи Птолемеев. Храмы в честь Имхотепа были возведены в Саккаре и Карнаке. Однако не только греческий Асклепий и римский Эскулап рождаются из египетского культа Имхотепа. Поскольку со временем Импхотеп стал именоваться Тотом – богом мудрости, создателем иероглифов и наук, то и Аполлон, также должен вести свой род из культа Имхотепа. Египтологи долго считали, что Имхотеп – фигура мифологическая. Но в 1926 г. при расчистке ступенчатой пирамиды в Саккаре было обнаружено основание статуи Джосера с вырезанными на ней именами Джосера и Имхотепа. Здесь было сказано буквально следующее: Имхотеп – хранитель сокровищницы фараона Нижнего Египта, первый после
фараона в Верхнем Египте, распорядитель великого дворца.., великий жрец
Гелиополя, зодчий, скульптор, ваятель каменных ваз. В других источниках Имхотеп назван верховным врачом и богом медицины. Древнегреческие тексты сообщают, что паломники, желающие излечиться с помощью Имхотепа приходили в какое-то место близ Мемфиса. В 1928 году рядом со ступенчатой пирамидой была обнаружена так называемая «Южная могила» – подземный лабиринт, заполненный сотнями тысяч мумифицированных ибисов. Надписи на стенах свидетельствуют, что сюда приходили ради излечения. В смежных помещениях были найдены кувшины с печатями Джосера, разбитые каменные вазы и пустой саркофаг. Казалось бы, гробница Имхотепа
найдена. Но еще перед Первой мировой войной здесь же в Саккаре был раскопан
«экспериментальный склеп» некоего зодчего Хесира (это имя можно перевести как
Посвященный богу Ра). Раскопки проводил оксфордский выпускник Джеймс Эдвард
Квибелл (1867–1935 гг.)[1].
Печати Джосера на кувшинах также свидетельствовали о том, что Хесира жил в XXVIII в. до
н. э. Склепом эту постройку можно назвать
лишь отдавая должное традиции. Речь идет о сооружении, подземный этаж
которого в плане 43,66 на 30,9 м (первый размер мы уже знаем по ладье Хеопса,
а второй, поскольку пропорция √2 к 1 – стократный предшественник
античного фута). Сравним титулатуры Имхотепа и
Хесира: Xесира...,
начальник врачей, писец фараона, приближенный фараона, жрец Гора, главный
зодчий фараона, Верховный начальник десятки Юга и резчик... Итак, оба – высшие должностные
лица Египта и приближенные фараона, оба – жрецы Ра (ведь Гелиополь – город
Солнца, а Ра – бог Солнца), оба – начальники врачей, оба – резчики и оба
зодчие. Невероятно, чтобы при жизни
одного фараона на одной строительной площадке существовали два человека с
идентичным набором не только титулов, но и профессиональных интересов. Да и
странно было бы, когда пирамиду для фараона построил не «главный зодчий» (а
таким назван Хесира, у стен этой пирамиды и похороненный). Доски Хесира более двух
тысячелетий были, что называется, в открытом доступе для тех, кто приходил в
храм (а если угодно, – в академию) великого зодчего. Это значит, что
иконография Хесира была вполне устойчивой, и если мы в портрете одного
архитектора фараона Джосера узнаем лицо другого зодчего того же фараона,
объяснение надо искать в том, что тайное имя Имхотепа, свидетельствующее о
цели его служения, держалось в строгой тайне. Известно,
что фараоны в посмертное свое имя включали имя бога Ра. Видимо, и Хесира – это сакральное имя Имхотепа. Покажем, что и легендарный
трактат Имхотепа, утрачен вовсе не целиком, и уже почти столетия посетители
Каирского музея рассматривают его фрагменты, не подозревая впрочем, о том,
чем именно они любуются. Речь идет о самых древних в
истории человечества архитектурных чертежах. ГАЛЕРЕЯ
КАНОНА В храме Хесира (ни саркофага, ни
погребальной камеры здесь пока не обнаружено), есть узкая, всего лишь в метр
шириной галерея с одиннадцатью каменными нишами. В них до раскопок стояли
деревянные панели-скрижали, покрытые иероглифами и резными изображениями
самого зодчего. На этих панелях-скрижалях Хесира держит в руках то два, то
три посоха. Однако в древности в помещение попала вода. Она уничтожила или
значительно повредила большинство досок. (Напомню, что они были установлены
еще до того события, которое в Библии названо «Всемирным потопом»).
Относительно неповрежденными и потому пригодными для метрологического анализа
оказались лишь три скрижали. Египтологи посчитали эти панели
«ложными дверьми» и, передав в музей, забыли о них. Однако в начале 60-х
годов XX в. архитектор и исследователь золотого сечения Иосиф Шевелев обратил
внимание, что на одной из панелей жезлы Хесира относятся друг к другу как √5
к 1, а это отношение диагонали полуквадрата и короткой его стороны[2].
После этого два других советских исследователя Кирилл Афанасьев и Игорь
Шмелев заметили, что на той же панели длинный посох равен диагонали верхнего
иероглифического поля, а пропорции сторон поля 4 к 3 (то есть прямоугольник
поля состоит из двух совмещенных по гипотенузе священных египетских
треугольников). И. П. Шмелев предложил свой вариант расшифровки «кода
Хесира». Он взял поправку на неравномерность усыхания дерева вдоль и поперек
волокон. совершенно резонно заметив, что «дерево способно изменять линейные
размеры поперек волокон, в то время как вдоль волокон линейные размеры хорошо
сохраняются при усушке или увлажнении»[3].
После этого исследователь
пришел к сенсационным результатам, обнаружив золотое сечение в членении
жезлов и в пропорциях нижнего поля той доски, на которой соотношение жезлов
равно √5 к 1. По мнению Шмелева, египетскому зодчему был известен
темперированный музыкальный строй, и этот строй основан на «золотой
симфонии». Основываясь на
выводах И. П. Шмелева, другие современные авторы идут дальше и объявляют, что
пирамиды – это «космические антенны, а также выполненные в камне модели
энергетической структуры человека и Вселенной и использующей её (Вселенной)
энергетический механизм» А еще – «мощные генераторы космических энергий
разных планов»[4]. Увы, вся система Игоря Шмелева обрушивается
всего одной досадной ошибкой этого автора. Резонно указав на то, что
пропорции наиболее хорошо сохранившейся доски (II по нашей нумерации и IV по нумерации, принятой Шмелевым) не
соответствуют целочисленным соотношениям (в
реальности они 2,9 к 1), архитектор сделал пересчет на усушку и получил пропорцию 3 к 1[5].
Однако доски вертикальны не поперек, а вдоль волокон, и потому для получения
начальной пропорции надо было не умножать на 1,03, а делить. И при этом
пропорция из 2,9 к 1 превратится в 2,8 к 1. И поскольку там, где надо было
делить, исследователь умножил, дальнейшее изучение его построений теряет
смысл[6]. Из серии скрижалей Хесира для
метрологического и пропорционального анализа пригодны три. На одной из них (№
1) зодчий сидит и напротив его глаза на центральной вертикальной оси доски
вырезан круглый «визир» (наблюдение И. П. Шмелева) – некая точка отсчета,
или, как сказали бы охотники, прицел. Вторая доска – та, на которой И. Ш.
Шевелев обнаружил близкое к √5 отношение жезлов. Третья доска дошла с
утратами (разрушена нижняя ее часть), но ее можно надежно реконструировать по
пропорциям и идентичной композиции второй скрижали. Академик Б.В.Раушенбах как-то заметил, что древние египтяне рисунку предпочитали чертеж. В этом смысле скрижали Хесира – чертеж особый, ведь и все их пропорции, и пропорции вырезанного на них человека, тщательно простроены. Достаточно определить по ним ширину ладони, чтобы вычислить длину локтя или царского локтя. Высота стандартной доски Хесира (вторая и третья панели) равна трем английским футам и девяти дюймам (1,143 м). По отношению к реальной высоте человеческого роста изображение фигуры зодчего (в двадцать шесть его пальм; далее – плб) выполнено в масштабе 1 : 3. Просто при масштабе 1 : 2 Хесира оказался бы карликом, а в 1 : 4 великаном[7]. Судя по трем панелям, пальма Хесира – одна десятая большого локтя. Это значит, что Хесира мыслил в десятичной, наиболее удобной для счета системе. При такой пальме с учетом масштаба 1 к 3 рост Хесира на его скрижалях – 1,71 м. Если бы скрижали Хесира были размерены классической пальмой, то рост Хесира был бы 1,945 м (!). И нам пришлось бы взять это на веру. Может быть, поэтому исследователи скрижалей архитектора фараона Джосера, за исключением К. Н. Афанасьева, предпочитают вообще не упоминать о реальных величинах, а пользуются лишь пропорциями [8]. Что бы ни утверждали приверженцы гипотезы Ньютона и Борхардта, царский локоть должен был существовать параллельно с большим. Просто это пропорция большого катета и гипотенузы целочисленного прямоугольного треугольника 5–4–3. Необходимость строить прямой угол и привела к разделению царского локтя на 8 частей и большого локтя на 10. Тогда малый катет должен равняться 6 частям, то есть 0,393 см. Скрижали свидетельствуют, что кроме царского локтя существовали еще две меры: локоть Хесира (тождественный древнегреческому олимпийскому футу; далее – лх) и уже знакомый нам большой локоть в 0,655 м, равный 5/4 царского локтя. При данных отношениях достаточно взять в качестве стороны квадрата один большой локоть, и тогда три локтя Хесира дадут диагональ квадрата. Такой модульный квадрат прост и компактен, однако именно поэтому малопригоден для разбивки планов больших пирамид (а первую большую пирамиду построил, как мы помним, именно Хесира). В основании пирамида Хеопса уложится 123904 квадрата со стороной в большой локоть, а это в 16 раз больше, чем при работе с модульным квадратом, основанном на стороне в пять царских локтей (где диагональ равно 12 локтям Хесира). А это значит, что точность построения при таком числе измерений и сложений результатов будет куда ниже (даже в том случае, когда строители размечают не каждый квадрат, а пользуются веревкой, кратной стороне этого квадрата). Но – повторим за Пушкиным – бывают странные сближения: 1. Удвоим модульный квадрат со стороной в 5 цл. Диагонали полученного прямоугольника при длине 5,859 м будет лишь на 8 мм отличаться от величины в 19 локтей Хесира (0,999 против 1). Вряд ли, составляя чертеж, Хесира мог заметить эту разницу, даже если он пользовался идеально гладкой доской и идеально ровной линейной, ведь при масштабе в 31 см ошибка менее полумиллиметра. 2. Вспомним о простом локте в шесть классических пальм (0,449 м). Если построить двойной квадрат с короткой стороной в царский локоть, то его диагональ в пропорции к простому локтю даст 2,61, то есть практически квадрат мажорного золота (а если предварительно из диагонали вычесть один простой локоть, то получим пропорцию 1,61 к 1). 3. При стороне квадрата в 10 простых локтей 10 локтей Хесира, взятые в качестве диагонали, дадут отношение в 1,62. Не будем забывать, что первооткрыватель вынужден двигаться вперед наощупь, зачастую путем простого перебора вариантов. И полагаться на удачу и помощь богов. «Странные сближения» должны были не только восхищать древнего зодчего, но и свидетельствовать о правильности выбранного пути. Разумеется, свои мистические находки Хесира должен был использовать в практической деятельности. И они как нельзя лучше подходили для перевода полученных на чертежах иррациональных величин в целочисленные модули. Рабочему не скажешь: следи, чтобы апофема не отклонялась на столько-то секунд. Но можно сказать каменотесу: выруби блок длиной в n таких-то локтей, а длиной в n таких-то пальм, а каменщику велеть положить этот блок на нижний, отступив столько-то и столько-то. Ясно, что при такой организации постоянное присутствие зодчего на стройплощадке было и обязанностью, и необходимостью. Сама величина царского локтя в 7 классических пальм указывает, что египетская метрологическая система еще в эпоху Древнего царства претерпела частичную перестройку. Хотя царский локоть уже известен Хесира (возможно, тот и был его автором), при Хесира эта мера делилась не на малоудобное на строительной площадке число 7, а на четную и потому пригодную для разделения пополам восьмерку: в царском локте именно 8 пальм Хесира (каждая по 0,0655 м). Вот и ступенчатая стена (548 на 274 м) мемориального комплекса вокруг пирамиды Джосера это 1776 на 888 локтей Хесира, а ее диагональ ровно 936 больших, или 1170 царских локтей. Портрет (или автопортрет?) Хесира. Фрагмент второй скрижали.
Вторая скрижаль Хесира. Каирский музей. Сделаем прориси двух скрижалей и
добавим к ним реконструированную нами третью (благо на ней не сохранился лишь
нижний край доски).
Глядя на эти изображения, трудно избавиться от мысли, что сквозь эти «рисунки» с нами вступает в диалог некое практическое знание. Так оно и есть, только это знание куда более практическое (и теоретически куда более высокое), чем то, что нам предлагают в качестве очередной «золотой симфонии» Для начала выясним, в какие прямоугольники могут быть вписаны изображения зодчего. Сосредоточимся на первой скрижали. Соединим прямой линией концы жезлов и на второй доске и получим священный египетский треугольник, единицей которого будут четыре пальмы Хесира (длина стопы). Два таких треугольника, соединенных по диагонали, равны иероглифическому полю над головой зодчего. На третьей скрижали показаны отношения сторон и диагоналей квадрата. То, что в руках Хесира священный египетский треугольник, заметили в В обоих случаях речь идет не о двух, а о трех жезлах (третий, меньший, это, видимо, пенал для тростниковых кисточек, который соединен с кисетом и палитрой). Сам священный египетский треугольник
образован V-образно расходящимися
диагоналями двух полуквадратов и перпендикуляром, опущенным на одну из них из
любой точки другой диагонали. На геометрической системе квадрата и
полуквадрата (а также их диагоналей) основано золотое сечение. Кстати, из
этой же системы рождается первое геометрическое письмо мира – греческое. Отношение сторон треугольника, катеты которого равны тройке и четверке, а гипотенуза пятерке – и есть философский камень архитектуры, то есть тайная субстанция, позволяющая обратить простой металл в золото. Поэтому для нас будет любопытно взглянуть на динамику высот магических жезлов Хесира. |
[1] Quibell J. E. Excavations of Saqqara (1911 – 1912). The Tomb of Hessy. La Centre Imprimerie de I¢Institut de Francais, d¢Archeologie Oriental. 1913. А первые раскопки мавзолея Хесира были произведены еще в XIX в. основателем Египетского музея Огюстом Мариетом (1821 – 1881 гг.).
[2] Шевелев И. Марутаев А. Шмелев И. Золотое сечение. М., 1990. На самом деле перед нами отношение 20 : 9 = 2,222…, то есть целочисленное приближение к Ö5.
[3] Шмелев И. П. Архитектор фараона. СПб., 1993. С. 17.
[4] В интернете эти и подобные утверждения встречаются во многих паранаучных текстах.
[5] Таковы и впрямь пропорции панели № 1 (по нашей нумерации).
[6] Столь же небрежен Шмелев и в
определении пропорций черенка и наконечника среднего жезла. В его версии он
делится в пропорции (√5 + 1) к 1, то есть 3,24 к 1, а на самом деле это
отношение (√2 + 1) к 1, то есть 2,14 к 1, на что указал К. Н. Афанасьев. Поэтому
и вывод автора «Архитектора фараона», сделанный по скромности в третьем лице
«Жан Франсуа Щампальон, основатель египтологии, нашел ключ к прочтению
древнеегипетских иероглифов. Архитектору И. Шмелеву удалось расшифровать код,
которым обусловлены композиции... Хесира», увы, основан лишь на чреде
пропорциональных натяжек и подгонок под заранее известный ответ.
[7]
Высота скрижалей Хесира была округлена их публикаторами до одного дюйма.
Разница в
[8] Афанасьев
K. H. Опыт
пропорционального анализа. М., 2000. http://www.archi.ru/publications/virtual/afanas/2.htm
Исследователь приравнял малый жезл второй скрижали к царскому локтю и на
этом основании утверждает, что рост зодчего
[9] Благодарю за это указание А.В.Радзюкевича.