на титульную страницу сайта

 

на титульную страницу раздела

 

К продолжению сюжета

Андрей Чернов. Заметки о вечном

 

 

 

ИМХОТЕП = ХЕСИРА (2)

 

КАНОН ХЕСИРА

 

Сюжет, столь наглядно явленный в великих пирамидах Гизы, начался за столетие до жизни Хеопса. Сорок семь веков назад неподалеку от Мемфиса в Саккаре зодчий Имхотеп построил для фараона Джосера (2780–2760 гг. до н. э.), основателя III династии фараонов, первую из больших пирамид. Ансамбль пирамид в Гизе на век моложе. Его заказчики – фараоны IV династии Древнего царства Хуфу (Хеопс), Хафра (Хефрен) и Менкаура (Микерин).

Живший в III веке до н. э. египетский жрец Манефон в своей истории Египта сообщает, что Имхотеп «был изобретателем искусства строительства из тёсаного камня». И действительно, пирамида Джосера сложена из некрупных, но аккуратно обтесанных блоков известняка.

 

 

Пирамида Джосера в Саккаре

 

Вокруг пирамиды Джосера расположен мемориальный комплекс, окружённый ступенчатой в плане стеной (548 на 274 м). Пропорции полуквадрата говорят о том, что, что производные от него размеры должны быть связаны с √5 и золотым сечением.

 

 

Чертеж – это всегда послание. Требуется лишь найти ключ к нему и корректно прочитать. Всматриваясь в чертеж мемориального комплекса Джосера, мы словно присутствуем на семинаре по теории архитектуры, который специально для нас проводит первый и великий зодчий человечества.

 

Так и оказывается. Но, кроме этого, в чреду математических каламбуров оказывается вовлечен еще и √2.

Имхотеп, чей архитектурный трактат «О проекциях храмов» утрачен так же, как и верхняя, седьмая ступень пирамиды Джосера, был обожествлен египтянами. Жрец Манефон писал: «во время его [Джосера] царствования жил Имхотеп, который благодаря своим познаниям в медицине получил среди египтян репутацию Асклепиуса [греческого бога врачевания]». Имхотепа прославили как сына богини Сахмет и покровительствующего ремесленникам бога Птаха, ему поклонялись вплоть до эпохи Птолемеев. Храмы в честь Имхотепа были возведены в Саккаре и Карнаке. Однако не только греческий Асклепий и римский Эскулап рождаются из египетского культа Имхотепа. Поскольку со временем Импхотеп стал именоваться Тотом – богом мудрости, создателем иероглифов и наук, то и Аполлон, также должен вести свой род из культа Имхотепа.

 

Египтологи долго считали, что Имхотеп – фигура мифологическая. Но в 1926 г. при расчистке ступенчатой пирамиды в Саккаре было обнаружено основание статуи Джосера с вырезанными на ней именами Джосера и Имхотепа. Здесь было сказано буквально следующее:

Имхотеп – хранитель сокровищницы фараона Нижнего Египта, первый после фараона в Верхнем Египте, распорядитель великого дворца.., великий жрец Гелиополя, зодчий, скульптор,  ваятель каменных ваз.

В других источниках Имхотеп назван верховным врачом и богом медицины.

Древнегреческие тексты сообщают, что паломники, желающие излечиться с помощью Имхотепа приходили в какое-то место близ Мемфиса. В 1928 году рядом со ступенчатой пирамидой была обнаружена так называемая «Южная могила» – подземный лабиринт, заполненный сотнями тысяч мумифицированных ибисов. Надписи на стенах свидетельствуют, что сюда приходили ради излечения. В смежных помещениях были найдены кувшины с печатями Джосера, разбитые каменные вазы и пустой саркофаг.

Казалось бы, гробница Имхотепа найдена. Но еще перед Первой мировой войной здесь же в Саккаре был раскопан «экспериментальный склеп» некоего зодчего Хесира (это имя можно перевести как Посвященный богу Ра). Раскопки проводил оксфордский выпускник Джеймс Эдвард Квибелл (1867–1935 гг.)[1]. Печати Джосера на кувшинах также свидетельствовали о том, что Хесира жил в XXVIII в. до н. э.

Склепом эту постройку можно назвать лишь отдавая должное традиции. Речь идет о сооружении, подземный этаж которого в плане 43,66 на 30,9 м (первый размер мы уже знаем по ладье Хеопса, а второй, поскольку пропорция √2 к 1 – стократный предшественник античного фута).

Сравним титулатуры Имхотепа и Хесира:

Xесира..., начальник врачей, писец фараона, приближенный фараона, жрец Гора, главный зодчий фараона, Верховный начальник десятки Юга и резчик...

Итак, оба – высшие должностные лица Египта и приближенные фараона, оба – жрецы Ра (ведь Гелиополь – город Солнца, а Ра – бог Солнца), оба – начальники врачей, оба – резчики и оба зодчие.

Невероятно, чтобы при жизни одного фараона на одной строительной площадке существовали два человека с идентичным набором не только титулов, но и профессиональных интересов. Да и странно было бы, когда пирамиду для фараона построил не «главный зодчий» (а таким назван Хесира, у стен этой пирамиды и похороненный).

Доски Хесира более двух тысячелетий были, что называется, в открытом доступе для тех, кто приходил в храм (а если угодно, – в академию) великого зодчего. Это значит, что иконография Хесира была вполне устойчивой, и если мы в портрете одного архитектора фараона Джосера узнаем лицо другого зодчего того же фараона, объяснение надо искать в том, что тайное имя Имхотепа, свидетельствующее о цели его служения, держалось в строгой тайне.

Известно, что фараоны в посмертное свое имя включали имя бога Ра. Видимо, и Хесира  – это сакральное имя Имхотепа.

Покажем, что и легендарный трактат Имхотепа, утрачен вовсе не целиком, и уже почти столетия посетители Каирского музея рассматривают его фрагменты, не подозревая впрочем, о том, чем именно они любуются.

Речь идет о самых древних в истории человечества архитектурных чертежах.

 

ГАЛЕРЕЯ КАНОНА

 

В храме Хесира (ни саркофага, ни погребальной камеры здесь пока не обнаружено), есть узкая, всего лишь в метр шириной галерея с одиннадцатью каменными нишами. В них до раскопок стояли деревянные панели-скрижали, покрытые иероглифами и резными изображениями самого зодчего. На этих панелях-скрижалях Хесира держит в руках то два, то три посоха. Однако в древности в помещение попала вода. Она уничтожила или значительно повредила большинство досок. (Напомню, что они были установлены еще до того события, которое в Библии названо «Всемирным потопом»). Относительно неповрежденными и потому пригодными для метрологического анализа оказались лишь три скрижали.

Египтологи посчитали эти панели «ложными дверьми» и, передав в музей, забыли о них. Однако в начале 60-х годов XX в. архитектор и исследователь золотого сечения Иосиф Шевелев обратил внимание, что на одной из панелей жезлы Хесира относятся друг к другу как √5 к 1, а это отношение диагонали полуквадрата и короткой его стороны[2]. После этого два других советских исследователя Кирилл Афанасьев и Игорь Шмелев заметили, что на той же панели длинный посох равен диагонали верхнего иероглифического поля, а пропорции сторон поля 4 к 3 (то есть прямоугольник поля состоит из двух совмещенных по гипотенузе священных египетских треугольников). И. П. Шмелев предложил свой вариант расшифровки «кода Хесира». Он взял поправку на неравномерность усыхания дерева вдоль и поперек волокон. совершенно резонно заметив, что «дерево способно изменять линейные размеры поперек волокон, в то время как вдоль волокон линейные размеры хорошо сохраняются при усушке или увлажнении»[3].

После этого исследователь пришел к сенсационным результатам, обнаружив золотое сечение в членении жезлов и в пропорциях нижнего поля той доски, на которой соотношение жезлов равно √5 к 1. По мнению Шмелева, египетскому зодчему был известен темперированный музыкальный строй, и этот строй основан на «золотой симфонии». Основываясь на выводах И. П. Шмелева, другие современные авторы идут дальше и объявляют, что пирамиды – это «космические антенны, а также выполненные в камне модели энергетической структуры человека и Вселенной и использующей её (Вселенной) энергетический механизм» А еще – «мощные генераторы космических энергий разных планов»[4].

Увы, вся система Игоря Шмелева обрушивается всего одной досадной ошибкой этого автора. Резонно указав на то, что пропорции наиболее хорошо сохранившейся доски (II по нашей нумерации и IV по нумерации, принятой Шмелевым) не соответствуют целочисленным соотношениям (в реальности они 2,9 к 1), архитектор сделал пересчет на усушку и получил пропорцию 3 к 1[5]. Однако доски вертикальны не поперек, а вдоль волокон, и потому для получения начальной пропорции надо было не умножать на 1,03, а делить. И при этом пропорция из 2,9 к 1 превратится в 2,8 к 1. И поскольку там, где надо было делить, исследователь умножил, дальнейшее изучение его построений теряет смысл[6].

 

Из серии скрижалей Хесира для метрологического и пропорционального анализа пригодны три. На одной из них (№ 1) зодчий сидит и напротив его глаза на центральной вертикальной оси доски вырезан круглый «визир» (наблюдение И. П. Шмелева) – некая точка отсчета, или, как сказали бы охотники, прицел. Вторая доска – та, на которой И. Ш. Шевелев обнаружил близкое к √5 отношение жезлов. Третья доска дошла с утратами (разрушена нижняя ее часть), но ее можно надежно реконструировать по пропорциям и идентичной композиции второй скрижали.

Академик Б.В.Раушенбах как-то заметил, что древние египтяне рисунку предпочитали чертеж. В этом смысле скрижали Хесира – чертеж особый, ведь и все их пропорции, и пропорции вырезанного на них человека, тщательно простроены. Достаточно определить по ним ширину ладони, чтобы вычислить длину локтя или царского локтя.

Высота стандартной доски Хесира (вторая и третья панели) равна трем английским футам и девяти дюймам (1,143 м).

По отношению к реальной высоте человеческого роста изображение фигуры зодчего (в двадцать шесть его пальм; далее – плб) выполнено в масштабе 1 : 3. Просто при масштабе 1 : 2 Хесира оказался бы карликом, а в 1 : 4 великаном[7].

Судя по трем панелям, пальма Хесира – одна десятая большого локтя. Это значит, что Хесира мыслил в десятичной, наиболее удобной для счета системе. При такой пальме с учетом масштаба 1 к 3 рост Хесира на его скрижалях – 1,71 м. Если бы скрижали Хесира были размерены классической пальмой, то рост Хесира был бы 1,945 м (!). И нам пришлось бы взять это на веру. Может быть, поэтому исследователи скрижалей архитектора фараона Джосера, за исключением К. Н. Афанасьева, предпочитают вообще не упоминать о реальных величинах, а пользуются лишь пропорциями [8].

Что бы ни утверждали приверженцы гипотезы Ньютона и Борхардта, царский локоть должен был существовать параллельно с большим. Просто это пропорция большого катета и гипотенузы целочисленного прямоугольного треугольника 5–4–3. Необходимость строить прямой угол и привела к разделению царского локтя на 8 частей и большого локтя на 10. Тогда малый катет должен равняться 6 частям,  то есть 0,393 см.

Скрижали свидетельствуют, что кроме царского локтя существовали еще две меры: локоть Хесира (тождественный древнегреческому олимпийскому футу; далее – лх) и уже знакомый нам большой локоть в 0,655 м, равный 5/4 царского локтя.

При данных отношениях достаточно взять в качестве стороны квадрата один большой локоть, и тогда три локтя Хесира дадут диагональ квадрата. Такой модульный квадрат прост и компактен, однако именно поэтому малопригоден для разбивки планов больших пирамид (а первую большую пирамиду построил, как мы помним, именно Хесира). В основании пирамида Хеопса уложится 123904 квадрата со стороной в большой локоть, а это в 16 раз больше, чем при работе с модульным квадратом, основанном на стороне в пять царских локтей (где диагональ равно 12 локтям Хесира). А это значит, что точность построения при таком числе измерений и сложений результатов будет куда ниже (даже в том случае, когда строители размечают не каждый квадрат, а пользуются веревкой, кратной стороне этого квадрата).

Но – повторим за Пушкиным – бывают странные сближения:

1. Удвоим модульный квадрат со стороной в 5 цл. Диагонали полученного прямоугольника при длине 5,859 м будет лишь на 8 мм отличаться от величины в 19 локтей Хесира (0,999 против 1). Вряд ли, составляя чертеж, Хесира мог заметить эту разницу, даже если он пользовался идеально гладкой доской и идеально ровной линейной, ведь при масштабе в 31 см ошибка менее полумиллиметра.

2. Вспомним о простом локте в шесть классических пальм (0,449 м). Если построить двойной квадрат с короткой стороной в царский локоть, то его диагональ в пропорции к простому локтю даст 2,61, то есть практически квадрат мажорного золота (а если предварительно из диагонали вычесть один простой локоть, то получим пропорцию 1,61 к 1).

3. При стороне квадрата в 10 простых локтей 10 локтей Хесира, взятые в качестве диагонали, дадут отношение в 1,62.

Не будем забывать, что первооткрыватель вынужден двигаться вперед наощупь, зачастую путем простого перебора вариантов. И полагаться на удачу и помощь богов. «Странные сближения» должны были не только восхищать древнего зодчего, но и свидетельствовать о правильности выбранного пути.

Разумеется, свои мистические находки Хесира должен был использовать в практической деятельности. И они как нельзя лучше подходили для перевода полученных на чертежах иррациональных величин в целочисленные модули. Рабочему не скажешь: следи, чтобы апофема не отклонялась на столько-то секунд. Но можно сказать каменотесу: выруби блок длиной в n таких-то локтей, а длиной в n таких-то пальм, а каменщику велеть положить этот блок на нижний, отступив столько-то и столько-то.

Ясно, что при такой организации постоянное присутствие зодчего на стройплощадке было и обязанностью, и необходимостью.

Сама величина царского локтя в 7 классических пальм указывает, что египетская метрологическая система еще в эпоху Древнего царства претерпела частичную перестройку. Хотя царский локоть уже известен Хесира (возможно, тот и был его автором), при Хесира эта мера делилась не на малоудобное на строительной площадке число 7, а на четную и потому пригодную для разделения пополам восьмерку: в царском локте именно 8 пальм Хесира (каждая по 0,0655 м).

Вот и ступенчатая стена (548 на 274 м) мемориального комплекса вокруг пирамиды Джосера это 1776 на 888 локтей Хесира, а ее диагональ ровно 936 больших, или 1170 царских локтей. 

 

 

Портрет (или автопортрет?) Хесира.

Фрагмент второй скрижали.

 

         

 

Вторая скрижаль Хесира.

Каирский музей.

 

Сделаем прориси двух скрижалей и добавим к ним реконструированную нами третью (благо на ней не сохранился лишь нижний край доски).

 

 

Скрижаль I.

 

54 (?) на 18 пальм большого локтя (пбл).

Горизонталь ковчега 15 пбл.

Пропорция ковчега Ф2 к 1

Скрижаль II и III. Высота 114 см.

 

52 на 18 пальм большого локтя.

Нижнее поле ковчега 26 на 16 пбл.

Пропорция нижнего поля ковчега 1,625 к 1

 

Глядя на эти изображения, трудно избавиться от мысли, что сквозь эти «рисунки» с нами вступает в диалог некое практическое знание. Так оно и есть, только это знание куда более практическое (и теоретически куда более высокое), чем то, что нам предлагают в качестве очередной «золотой симфонии»

Для начала выясним, в какие прямоугольники могут быть вписаны изображения зодчего.

 

 

Сосредоточимся на первой скрижали.

 

 

Соединим прямой линией концы жезлов и на второй доске и получим священный египетский треугольник, единицей которого будут четыре пальмы Хесира (длина стопы). Два таких треугольника, соединенных по диагонали, равны иероглифическому полю над головой зодчего.

На третьей скрижали показаны отношения сторон и диагоналей квадрата.

 

 

То, что в руках Хесира священный египетский треугольник, заметили в 1983 году архитекторы Н.Н.Годлевский и В.Н.Федерякин (см. на левом рисунке). Однако их работа не была опубликована[9].

 

В обоих случаях речь идет не о двух, а о трех жезлах (третий, меньший, это, видимо, пенал для тростниковых кисточек, который соединен с кисетом и палитрой).

Сам священный египетский треугольник образован V-образно расходящимися диагоналями двух полуквадратов и перпендикуляром, опущенным на одну из них из любой точки другой диагонали. На геометрической системе квадрата и полуквадрата (а также их диагоналей) основано золотое сечение. Кстати, из этой же системы рождается первое геометрическое письмо мира – греческое.

Отношение сторон треугольника, катеты которого равны тройке и четверке, а гипотенуза пятерке – и есть философский камень архитектуры, то есть тайная субстанция, позволяющая обратить простой металл в золото. Поэтому для нас будет любопытно взглянуть на динамику высот магических жезлов Хесира.

 

 

К продолжению сюжета

 

 

 

на титульную страницу сайта

 

на титульную страницу раздела

 

 



[1] Quibell J. E.  Excavations of Saqqara (1911 – 1912). The Tomb of Hessy. La Centre Imprimerie de I¢Institut de Francais, d¢Archeologie Oriental. 1913. А первые раскопки мавзолея Хесира были произведены еще в XIX в. основателем Египетского музея Огюстом Мариетом  (1821 – 1881 гг.).

[2] Шевелев И. Марутаев А. Шмелев И. Золотое сечение. М., 1990. На самом деле перед нами отношение 20 : 9 = 2,222…, то есть целочисленное приближение к Ö5.

[3] Шмелев И. П. Архитектор фараона. СПб., 1993. С. 17.

[4] В интернете эти и подобные утверждения встречаются во многих паранаучных текстах.

[5] Таковы и впрямь пропорции панели № 1 (по нашей нумерации).

[6] Столь же небрежен Шмелев и в определении пропорций черенка и наконечника среднего жезла. В его версии он делится в пропорции (√5 + 1) к 1, то есть 3,24 к 1, а на самом деле это отношение (√2 + 1) к 1, то есть 2,14 к 1, на что указал К. Н. Афанасьев. Поэтому и вывод автора «Архитектора фараона», сделанный по скромности в третьем лице «Жан Франсуа Щампальон, основатель египтологии, нашел ключ к прочтению древнеегипетских иероглифов. Архитектору И. Шмелеву удалось расшифровать код, которым обусловлены композиции... Хесира», увы, основан лишь на чреде пропорциональных натяжек и подгонок под заранее известный ответ.

[7] Высота скрижалей Хесира была округлена их публикаторами до одного дюйма. Разница в 9 мм в данном случае не влияет на округленное число дюймов, но до нового обмера хранящихся в Египетском музее в Каире этих скрижалей мы не можем сказать, к чему ближе мера Хесира – к мере стороны пирамиды Хеопса, или к мере ширины погребальной камеры.

[8] Афанасьев K. H. Опыт пропорционального анализа. М., 2000. http://www.archi.ru/publications/virtual/afanas/2.htm Исследователь приравнял малый жезл второй скрижали к царскому локтю и на этом основании утверждает, что рост зодчего 185 см и что Хесира придал сам себе «героический масштаб». Однако это результат занижен: если считать по методике Афанасьева, то рост фигуры ровно 190 см.

[9] Благодарю за это указание А.В.Радзюкевича.

Сайт управляется системой uCoz