на титульную страницу сайта

 

Обновление: 29 декабря 2011

 

                Пелагея МАРФОВНА

                                   

 

                                   

 

 ИЗДРАННОЕ

 

 

              

                 Составитель Андрей ЧЕРНОВ

 

             Издание аккурат к очередному праздничку

        

 

 

                                         

 

 

              SPb. RAION CHETYREH DURAKOV

 

 

                                                    …2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011

                

 

ДВЕ ДЕКАДЫ

ДЕКАБРЬСКОГО

ДЕКАДАНСА

 

ИЗ СТАРЫХ ПЕСЕН О ГЛАВНОМ

(На мотив пушкинской строки «Длятся ночи декабря...»)

 

ПРИПОМИНАЯ СОВЕТСКУЮ КЛАССИКУ:

 

Вихри враждебные взвейтесь кострами.

Синие ночи нас злобно гнетут...

 

ПОДПЕВАЯ МАКАРЕВИЧУ:

 

И бояться нет причины,

Если мы ещё мужчины

 ‎...В ловких и натруженных руках!

 

 

 

ДА ЗДРАВСТВУЕТ ВЕЛИКАЯ ДЕКАБРЬСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ.
БЕЛАЯ, ПУШИСТАЯ!..))


8 декабря 2011

УЛЫБАЙТЕСЬ! ВАС СНИМАЕТ СКРЫТАЯ КАМЕРА ИСТОРИИ!

 

9 декабря 2011

 

ЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Отметим Новый год без Путина,
И разных прочих дураков,
Ведь с нами Юлия Минутина
И Юлий Андреевич Рыбаков!

11 декабря 2011

ОТ ПУБЛИКАТОРА: Я сказал бабке Пелагее, что последняя строка не влезает в размер и хорошо бы по-простому: «И Юландреич Рыбаков». А она мне на это: «Сам ты в размер не влезаешь. Уже и в 64-й. Может, на митингах и сбросишь…»
Справка: Юлия Минутина – петербургский градозащитник, координатор "Живого города", очаровательная молодая учительница. Юлий Рыбаков – правозащитник, диссидент, политзек, получивший в 76-м семь лет за вывешенный на здании партшколы лозунг "КПСС – враг народа", позднее депутат Ленсовета и Госдумы первых трех созывов, друг и соратник Пелагеи Марфовны с начала 1990-х.


ПРО МЭРА ПОЛТАВЧЕНКО
И ЕГО РЕАКЦИЮ НА МИТИГ 10 ДЕКАБРЯ 2011

Чекисты сбрендили со страху,
Как будто их зовут на плаху.
К чему пустые тары-бары?
…Нет-нет! В отставку и на нары.

11 декабря 2011


*    *    *
еДропарламент – не место для дискуссий

 

ПРОРВЕМСЯ!

Заявил однажды царь Дадон,
Что народ его – пропагандон.
Знаете, куда во время оно
Тот народ послал царя Дадона?

15 декабря 2011

 


18 ДЕКАБРЯ 2011

Ножницы двух жизней, двух эпох:
Гавел умер. Ким Чен Ир подох.

 

 

УДАВ, ТЫ НЕ ПРАВ!

Ему казалось из его берлоги,
Что не согласны только бандерлоги.
О чем и поклялись на полиграфе
Мубарек, Чаушеску и Каддафи.

19 декабря 2011


ВЫБЕРИ ИЗ ЧЕРТОВОЙ ДЮЖИНЫ

(игра в слова)

 

– Выходите на поляны,

Жалки и спесивы,

Бандерлоги и бараны,

И контрацептивы! –

 

Эти грозные слова

Произнёс Удав Каа.

…Что ж в ответ услышит он,

Многоразовый <…>?

 

ВАРИАНТЫ

(по Грамматическому словарю А. А. Зализняка):

 

дракон

питон

тромбон

шпион

пижон

сифон

буффон

Бурбон

гиббон

солдафон

Наполеон

бадминтон

клон

 

21 декабря 2011

 

 

ПАМЯТИ КУКЛОВОДА

ВЛАДИСЛАВА ЮРЬЕВИЧА СУРКОВА

 

Кто страдал всех дольше на земле?

Прометей, прикованный к скале.

А у нас едроссовый путёнок,

Воспаривший от чеченских круч,

Проклевал Россию до печёнок

Да в Кремле пивной устроил путч.

 

23 декабря 2011

 

мАнду мУтина под сУк!

Утром Пелагея Марфовна по скайпу прислала из Тарусы правку в свою вчерашнюю "пелагейку". Не спится бабке перед завтрашним, пишет, что вспоминала 23 февраля 1917 в стенах родного ее Петербургского Смольного института

(о "Всенародной инсценировке" выборов
в постановке подполковника В. В. Путина
)

Натянули издали
Да вплотную вбросили 
Что не скоммуниздили,
То съединоросили.


22–23 декабря 2011

 

ПАРИЖСКИЙ АЭРОПОРТ РУАССИ ШАРЛЬ-ДЕ-ГОЛЛЬ

готовится к приземлению высоких беженцев

 

Засланцы Ботоксный и Жалкий,

Вы – геморрой Всея Руси.

Когда ж двуглавою мигалкой

Возьмёте курс на Руасси?

 

27 декабря 2011

 

 

ВОПРОС А. А. НАВАЛЬНОМУ

 

24 декабря на проспекте Академика Сахарова московское Движенье Беложопых Расистов попыталось присоединиться к Общегражданскому движению «Белая ленточка», но традиционно нацепило ленточки не на то место. Безуспешную попытку возглавить ДБР предпринял Алексей Г.-на-Вентилятор–Навальный

 

Зачем учиться в Штатах ли, в Европах,

Чтоб стать вождём Движенья Беложопых?

 

28 декабря 2011

 

 

ПРО ЛЕВЫЙ ФРОНТ,

РЕВОЛЮЦИОНЕРА У.

И СУДЬЮ Б.

 

1.

 

Против жуликов и подлецов

Выступил Сережа Удальцов.

Сам собой прекрасен и неистов –

Отпрыск настоящих сталинистов.

 

2.

 

(б)ЛЕВЫЙ ФРОНТ. ЗНАКОМЫЙ ФЛАГ:

«СТАЛИН–БЕРИЯ–ГУЛАГ!»

 

3.

 

А в том, что гнида эта Боровкова, –

И у меня сомненья никакого.

 

28 декабря 2011

 

 

 

Из Кремля с любовью

 

НОВОГОДНЯЯ ПОЗДРАВА

 

Скажет Чуров: – Крибли-крабли!..

Не поздравить вас нельзя!

С Наступающим на Грабли!

С Третьим сроком вас, друзья!

 

29 декабря 2011

 

 

*   *   *

С-п-с-бэ

Из СПб!

 

 

СКАЗКА О ЦАРЕ ПУТУЕ И ДЕВОЧКЕ НАДЕ

В некотором царстве, в котором и мы проживаем, обитал в белом дворце двуглавый царь Путуй. Одна голова его была попугаева, а другая медвежья. Первая, которая справа, смотрела строго на Запад, а левая – на Восток. Только не так строго, как ее сестра, а как-то косо и даже вниз: на востоке жили китайцы, и она их очень боялась.
Питался Путуй исключительно полезными ископаемыми – пил нефть, вдыхал газ и закусывал углём. «Очень эти ископаемые полезны для нашего здоровья», – вздыхала то одна голова, то другая.
А добывали ископаемые простые люди. И за это получали цветные бумажки, которых год от года для жизни требовалось все больше. А их давали все меньше. Народ, конечно, огорчался, поэтому раз в четыре года Путуй звал на помощь колдуна Чура: «Чур меня, Чур! Спасай меня, Чур!»
Чур жил в том же дворце, под парадной, но очень грязной лестницей. Он появлялся и, поглаживая бороду, начинал бормотать: «Пять-ю-пять-двадцать-опять, сорок-да-сорок – будет три-сорок… Урну брали в оборот, Путуя выберет народ!»
Выглядел Чур очень солидно – и борода седая, и туфли с кривыми носами, и халат со звёздами, и посох, и стеклянный шар – всё по-настоящему, как полагается. И люди вновь принимались добывать полезные ископаемые. Не для себя – для Путуя.
Но однажды учившаяся на одни пятёрки девочка Надя спросила у мамы: «Почему у дяди Чура сорок да сорок – всего лишь три-сорок, а не восемьдесят? «Действительно, непонятно», – засомневалась Надина мама. Но проверила на калькуляторе – ох, и правда 80…
Позвонила по скайпу куме… Через часик и соседи подтянулись: «Вы подумайте, – говорили они друг другу, – не голова у ребенка, а Едропарламент…».
Даже городовые и околоточные занялись счетом – им Путуй как раз прибавку посулил с Нового года. Посчитали. Пересчитали еще пять раз. И решили, что девка-то не зря отличница… 80 – оно и в Китае 80.
Удивились люди, ведь если Чур не волшебник, а воришка, то и Путуй не царь, а жулик. И даже самозванец. Зачем же кормить его полезными ископаемыми?»
И пошли люди в белый дворец. А Чур из-под грязной лестницы увидел Надю и затряс бородой:
– Я, – говорит, – превращу тебя в незнамо что.
– Не превратишь, – отвечала девочка: «Чурики – ноги на весу!»
Подпрыгнула, да как дернет злодея за бороду…
Тут-то борода-то и отвалилась. Накладная она была, из пакли.
Кинулся Чур прочь. Даже и халат в грязь бросил.
Путуй же как услыхал про то, схватил мешок, покидал в него те ископаемые, какие под троном держал, и бегом к китайцам.
А люди на радостях устроили пир-на-весь-мир. Стали вокруг ёлки хороводы водить, славить великую науку Арифметику. И стали они жить-поживать... И та Надежда живёт среди людей. Живет и не стареет.

Оригинальный сюжет: http://tiger1960.livejournal.com/16069.html
Пересказала, как запомнила, 15 декабря 2011 года

тарусская пенсионерка Пелагея Марфовна

 

...

 

О РАСПАДЕ СССР

 

После того, как вчера патриарх Кирилл назвал распад СССР крушением исторической России, уместно поинтересоваться:

 

И Гундяев, –
Из негодяев?

 

12 ноября 2011

...

 

ОБ ОДНОЙ СЛАДКОЙ ПАРОЧКЕ

 

Опровергаем слухи,

Что эти двое – шлюхи.

При нынешнем раскладе

Они всего лишь ...ляди.

 

Самое смешное, что бабка это написала это про двух питерских археологов

(Носова и Богуславского, директора и замдиректора ИИМКа по науке),

которые сдали Охтинский мыс Газпрому. А уж вышло, что вышло...

Я ее расстраивать не стал. (Прим. составителя.)

 

ПАРНОКОПЫТНЫЕ

 

Совсем не так страшны, как их малюют:

И нет рогов… Ну, жулят… ну, воруют….

Жаль, несколько длинна длина хвоста…

 

Мы поняли, откуда ноги дуют,

Когда лизали их во все места.

 

23.08.11

 

ПОЛТАВЧЕНКО, ТЮЛЬПАНОВ, ОСЕЕВСКИЙ

 

ЕР определилась с кандидатами в губернаторы Питера

(Из интернета)

 

Смеется Ржевка и хохочет Невский:

– Полтавченко, Тюльпанов, Осеевский…

По этой тройке протокольных ро…

Любой поймет – их родина – ЕдРо…

 

27.08.11

 

 

СПЕЦОПЕРАЦИЯ «ЖО-ПЭ»

(т. е. Жора Пол–ко)

 

Чтоб Питеру и дальше расцветать

Под те единоросовские трели,

Терпели мы обкомовскую лядь,

Как Яковлева до нее терпели.

 

Когда же город выбился из сил,

Тандем сработал грамотно и чисто

И шлюшку шепетовскую сменил,

Спустив нам православного чекиста.

 

23.08.11

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              РУССКАЯ ФЕМИНА ПЕЛАГЕЯ МАРФОВНА

 

 

 

                          Гардероб не несет ответственности

                          За несданный кукиш в кармане

 

Почему-то меня всегда волновала старая шахтерская песня, которую в старинном советском фильме «Путевка в жизнь» напевает под гитару один явно отрицательный тип:

 

Гудки тревожно загудели,

Народ валит густой толпой,

А молодого коногона

Несут с пробитой головой…

 

Коногон вел коня, тащившего вагонетку с углем, и на повороте конь обрушил деревянный крепеж шахты.

Во время Великой Отечественной войны народ вспомнил о горестной судьбе парнишки-коногона. Песню присвоили артиллеристы, летчики, железнодорожники, фронтовые шоферы, партизаны. Возник и танкистский вариант:

 

Нас извлекут из-под обломков,

Поднимут на руки каркас.

И залпы башенных орудий

В последний путь проводят нас.

 

То же и в летчицком изводе этой песни, только последние строки звучат чуть по-иному:

 

…И ястребки взовьются в небо,

В последний путь проводят нас…

 

Ни у танка, ни у самолета нет «каркаса» (а если бы и был, то попробуйте поднять сгоревший танк или даже «ястребок» хоть впятером). А вот орудие у танка только башенное, и потому непонятно, зачем тут это уточнение.

...Хотелось по-пушкински «начать ab ovo...», но что-то подсказывало, что шахтерская версия – тоже не начальная.

От друзей моего покойного отца (моряка, военного историка, фронтовика) я слышал, что были и флотские слова этой песни.

Увы, никто не помнил ни строки.

Меж тем строка «Залпы башенных орудий» говорила, что начальным должен быть все-таки военно-морской вариант. И, скорее всего, речь в нем шла о «молодом канонире». И тогда не «поднимать каркас», а «спускать баркас» должны были товарищи погибшего. («Баркас» – самая большая из многовесельных шлюпок на военных судах конца XIX – начала XX в. С баркаса в море хоронят мертвых, на баркасах живые уходят с тонущего корабля.)

Но что за военно-морское сражение имелось в виду в подлиннике?

В 70-х годах прошлого века я и представить не мог, что автор начального варианта не только жив-здоров, но и является хорошим моим знакомым (точнее – знакомой). И что через четверть века, уже в Третьем тысячелетии, судьба нас еще и породнит. (Это случится, когда Паша Г., внучатый племянник бабки Пелагеи, женится на старшей сестре мой жены Наташи.)

Многие годы я записывал (и записываю) за пенсионеркой из Тарусы ее стишки, высказывания и размышления.

Пелагея – человек для меня удивительный: мало того, что она старейшая на Руси поэтесса, так у нее еще и официально нет ни фамилии, ни отчества. (Почему так – см. ниже.)

…Пару лет назад я пожаловался бабке Пелагее, что ввел в поисковую систему «Яндекс» слова «баркас и залпы башенных орудий» и вдруг вместо привычного «По вашему запросу ничего не найдено» получил ссылку с адресом. Правда, через минуту меня ждало сокрушительное разочарование. Оказалось, что на некоем «форуме» один (видимо, очень безбашенный) молодой человек жалуется другому, что начались глюки. Дескать, всю ночь ему снились игрушечные крейсера, плавающие по большой луже и палящие из шестидюймовок. А чей-то голос за кадром поет:

 

Рыбачка Соня как-то в мае

Направит к берегу баркас,

И залпы башенных орудий

В последний путь проводят нас.

 

– Ну, это естественно, – отозвалась на мой рассказ бабка Пелагея, – Утесов приезжал с каким-то новомодным господином, и я дала разрешение переделать эти детские мои стишки.

– Какие стишки, Пелагея?..

– Да совсем ранние, я тебе их не читала.

– Какие стишки?

Пелагея поджала губы:

– У моего деда была серебряная медаль: канонерская лодка «Кореец» и крейсер «Варяг» 8 февраля 1904 года идут в последний бой. Мне тогда нравилось, что у «Варяга» четыре трубы, и все дымят…

– Так это твои стихи!?.. – только и смог я выдохнуть.

Итак, Пелагея Марфовна – широко известная в вечно узких кругах бабушка русской советской несоветской поэзии.

Она явилась на свет в Оковском лесу, воспетом еще автором «Повести временных лет». (Это лесной массив от верховьев Волги до Смоленска.) Поэтов, вышедших из этих мест (Твардовский, Исаковский, Егор Исаев) отличает широта лирического кругозора и лапидарность формы. Недаром же, как полагает лингвист С. Л. Николаев, сам феномен русской частушки «выскочил из-под оковской кочки».

Пелагея родилась в деревне Баобабицы Селижаровской волости Тверской губернии в семье сельских учителей-народников. Год своего рождения поэтесса виртуозно скрывает (прибавляя себе для важности то ли 15, то ли 20 лет), но известно, что произошло это не позже февраля 1905-го.

Отец с матерью развелись сразу после рождения дочери. Официальной причиной развода стала беспробудная дружба отца с зеленым змием, но, как утверждают сведущие люди, это не причина, а как раз следствие: в Петербурге за матерью пыталась ухаживать одна очень ЗНАТНАЯ ПЕРСОНА (по недостоверным источникам знакомство состоялось в доме балерины Кшесинской), а новорожденная оказалась «ну вылитый государь император Павел I».

Перед революцией Пелагея жила в Петербурге, училась в Смольном институте. Однажды, провожая свою мать на лечение в Гельсингфорс, на Финляндском вокзале она оказалась случайной очевидицей возвращения в Россию В. И. Ульянова-Ленина. О чем же тогда написала первые в своей жизни стихи: «Какой-то в кепке большевик залез, дурак, на броневик». Позднее на ту же тему она написала другое популярное в свое время двустишие, подражая которому С.Я.Маршак сочинил строки «А с платформы говорят: // Это город Ленинград».

С мая 1917-го практически безвыездно живет в Тарусе.

Первая из плеяды «русских фемин». По достижении двадцати одного года Пелагея первой (и единственной) из женщин СССР добилась замены отчества на матчество (специальный декрет по ее поводу подписал большой ценитель ее ранних стихов нарком А.В.Луначарский).

Ее лингвистическими штудиями восхищался сам академик Марр (признавая, впрочем, что с точки зрения социализма они реакционны).

Полвека Пелагея проработала уборщицей в тарусской библиотеке, за что по выходе на пенсию награждена почетной грамотой (почему-то от имени серпуховского райпотребсоюза).

Ее главная песня здравствует и поныне. Пару лет назад в Старой Ладоге я услышал археологический вариант: «По башне вдарило полбанки…». Пожелаем же долголетия и Пелагее Марфовне.

 А.Ч.

 

 

 

 

ПОЛНЫЙ УЛЁТ

 

эпитафия на смерть милиции,

назначенную на 1 марта 2011

 

Путинские сбудутся мечты –

За бугор народ повалит стаями

В день, когда товарищи менты

Станут господами полицаями.

 

февраль 2011

 

 

НАТЮРМОРТ С ПОСТНЫМ МАСЛОМ

По-бычьи непоколебимо
Читателя поставив раком,

Его имеет Быков Дима

Своим картонным пастернаком.

10 января 2011

 

БЕЗ ПЯТИ МАЯКОВСКИЙ

 

Призыв нахиста Дмитрия Быкова (на оргкомитете митинга) "уйти от политики, провести концерт" –

такая же провокация, как его же призыв, брошенный на Чистых прудах,

мол, мы не должны добиваться пересчета бюллетеней

и требовать отмены результатов сфальсифицированных выборов.

 

Что за облако в штанах?

Это Димочка Нах-Нах.

Хвостик от Немцова –

Морда подлецова.

 

21 декабря 2011

 

К ВРЕМЕНЩИЦЕ

 

Подражание Персиевой сатире «К Рубеллию»

 

Дщерь варварских степей, Фелица-фельдшерица,
Почто из всех щелей твой лучший евнух тщится
Днесь пришепётывать, что станется с тебя
Во имя подданных не пощадить себя?

Зачем ты и сама вещаешь невозбранно,
Что обветшалый обелиск Траяна
В наш просвещенный век пора снести в музей?
(Хоть Форум, Пантеон и даже Колизей

Снесла под корень, чем вошла в анналы.)
Иль новые тебе потребны мадригалы,
Трофеи черные твоих пурпурных дел,
На коих твой Сенат уже собаку съел?

Не плебс тебя прозвал «Матрона Получаши» –
Когда-то в термах ты, пустой фиал подъявши,
Провозгласила: «О!.. Всего полчаши мне!
Вообще-то я не пью, хоть истина в вине».

Сие преторианцам изрекая,
Срамница, скромница (ты не одна такая!)
Бухала наравне с патрициями. Сброд
Уже тогда смекнул: «Да, далеко пойдет!».

Наместник царственный Агриппа-Гай-Ромеев,
Потомок Ромула, гонитель иудеев,
Тебя из ничего вознес не для того,
Чтобы осыпалось величие его.

– Увековечь меня! – так тень его воззвала, –
Не в изваянии надгробного фиала
С цикутой прежних лет, но в виде том простом,
Что девственным сердцам не очень-то знаком.

И возжелав свою Пальмиру осчастливить
Стоянием Немеряного, ты ведь
Поверх Александрийского столпа
Поставила елду Агриппы на попа.

И эллину рекла (а эллин – иудею):
«Агриппа всех имел, а ныне я имею,
И буду впредь иметь на вы, или на ты,
Поскольку вы – рабы и те еще скоты!»

Согласен. Небывальщина бывает.
Что ж круг твоих друзей все боле убывает?
Ост-гот кривит губу, и гребует тобой
Дуумвирата страж, и Цезарь, и любой…

…Поторопилась, мать. Ошибку совершила.
Уже Харибда ждет и вожделеет Сцилла
Ту, что прогневала отеческих богов,
Сменив «Всегда готов!» на клич «На всё готов!»


24 мая 2010

 

 

ПАРАДОКСЫ РУССКОГО СТИЛЯ

 

Подлежащее сказуемое наречие не течет.

Апрель 2010

 

К ВОПРОСУ О РАСКАЧИВАНИИ ЛОДКИ

 

Написать книжку про Родину с Большой Буквы.

Книжку с пафосным названием: «Откуда растёт ветер»...

Назвать поименно всех холуев Ера и закончить диалогом:

– Так откуда растет ветер?..
– Оттуда, откуда ноги дуют.

 

25 февраля 2011

 

P.S. публикатора:

К сентябрю бабка передумала и ограничилась четверостишием,

рассудив и этот лепт принести на алтарь Отечества.

(См. «Пернокопытные»).

 

 

МЕДВЕДИ НАУЧАТ РОССИЮ СОСАТЬ ЛАПУ!

 

 

 

По идее бабки Палагеи рисовал и клеил Костя Смольников

 

 

ГОРОДСКОМУ ЧИНОВНИКУ

 

Полстакана с ней поддавши,

Протрезвеешь у параши.

 

2010. Троица

 

ЧЛЕНУ-КОРРЕСПОНДЕНТУ РАН

ДИРЕКТОРУ ИИМК

АРХЕОЛОГУ Е. Н. НОСОВУ,

ОТКРЫВАТЕЛЮ ДРЕВНЕЙШИХ СЛОЕВ

НОВГОРОДСКОГО РЮРИКОВА ГОРОДИЩА

 

Носов продал Ниеншанц.

(Дали денег до хренища.)

Женя, а почём у нас

Рюриково городище?

 

2009

 

 

ЕЩЕ ПРО ГАЗОСКРЁБИНУ

 

Страна, доверившись козлу,

Подсела тупо на иглу.

Теперь возводится игла

На малой родине козла.

 

2009

 

ДВА ДУРАКА ВТРОЕМ

 

После паденья Ниеншанца

У шведа не было ни шанса.

После паденья газоскрёба

Есть шанс, что навернётесь оба.

 

2009

 

МИХАИЛУ ШИТОВУ,
СПЕЦИАЛИСТУ ПО ПРОМОИНАМ

«Геолог М.В.Шитов заявил, что и четырехугольные ямы с вертикальными стенками,

обгорелыми камнями и керамикой на плоском дне (которые показывала Т.М.Гусенцова)

могут иметь простое объяснение – это обычные промоины.

На что ему А.Н.Мазуркевич заметил, что тогда все раскопанные археологами

углубленные жилища стоит объяснять лишь игрой природы»

(Из отчета о заседании Отдела палеолита ИИМК. 20 декабря 2010).

М. Шитов, он не лыком шит –
Умеет встроиться в струю…
Не зря ж от гордого the shit.

Ведет фамилию свою.

22 декабря 2010

 

 

 

 

 

 

СЕБЕ НА 102-ЛЕТИЕ

 

Стареющая поэтесса

Не представляет интэрэсса.

 

6 февраля 2007

 

 

 

 

ПОДВИГ «КОРЕЙЦА»

 

На море громы рокотали –

«Кореец» шел в последний бой,

А молодого канонира

Несли с пробитой головой.

 

Сразившись с силою неравной,

Сойдет на берег экипаж.

Четыре дыма с горизонта

В батальный вписаны пейзаж.

 

Нас извлекут из-под обломков,

Опустят на воду баркас,

И залпы башенных орудий

В последний путь проводят нас.

 

На снимке память сохранится,

Хотя уж нет меня в живых.

В бушлате черном, в бескозырке

Тебе я больше не жених.

 

8 февраля 1914

 

 

 

 

 

БРУСИЛОВСКАЯ

(АВГУСТ 1916)

 

Там вдали за Днестром
Загорались огни,
В небе ясном заря увядала,
Полусотня бойцов,
Молодых казаков,
На разведку в поля поскакала.

Они ехали молча
Ночной тишиной,
Хоронясь в ковылях от догляда,
Но у самой реки
Засверкали штыки.
Молвил сотенный: – Это засада.

На германца – Ура! –

Дружно лава пошла.
Завязалась кровавая битва.
И хорунжий из рук
Шашку выронил вдруг –
Молодецкое сердце пробито.

Он упал у копыт
Вороного коня –
Всколыхнулась трава луговая:
– Ты, конек вороной,
Понапрасну не стой,

Не дождется меня молодая.

Там вдали за рекой
Угасали огни –

Галицийская зорька вставала.
Из наезда назад

Возвращался отряд.

Где-то в поле зарница упала.

 

1917 (?)

 

 

 

 

О КУЛЬТЕ ЛИЧНОСТИ

 

Обильной слезой поливая,

Широкие тракты дорог,

В Москву из родимого края

Шел к Ленину старый ходок.

 

Покинул крестьянскую избу,

Оставил жену и внучат,

Хотел он про социализму

Спросить и вернуться назад.

 

Параша его проводила,

Слезу уронила опять.

Достанет ли женщине силы

Надеяться, верить и ждать?

 

В Москву он пришел на рассвете,

Повсюду разруха, торгсин…

А в ленинском ка-а-бине-э-те

Какой-то усатый грузин.

 

.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

 

Спасибо Двадцатому съезду

За все, что он сделал для нас,

За то, что позволил докончить

Наш горький правдивый рассказ.

 

около 1977

 

 

 

 

 

НОВЫЙ ГОД ПО-РУССКИ

 

Исполняется на мотив «Джингл беллс…»

 

 

Новый Год, Новый Год, Новый Год пришел.

И, конечно, в этот год все будет хорошо.

 

Новый Год, а за ним сразу Рождество.

И, конечно, это будет тоже торжество.

 

Новый год, а за ним – Старый Новый Год.

СНГ – страна большая: кто-нибудь нальет.

 

Новый Год, а за ним сразу Женский день.

И по случаю такому выпить нам не лень.

 

Новый Год, а за ним сразу Первомай.

И по случаю такому тоже наливай.

 

Новый Год, а за ним – 7 ноября.

И, похоже, что царя мы свергали зря…

 

Новый год, а за ним снова Новый год.

Вот как весело живет великий наш народ!

 

9 января 2004

 

 

 

ВОДКА «ПУТИНКА»

 

кремлевская колыбельная*

 

Наш сиротка из сирот.

Он болеет за народ.

 

Припев:

 

Эта водка на спирту

Для принятия в живот.

Кто обидит сироту,

И три дня не проживет.

 

Наш сиротка, хоть и мал,

Всю Чечню повоевал.

 

Припев

 

Наш сиротка не дурак.

Не полезет он в Ирак.

 

Припев

 

Наш сиротка всем хорош.

К олигархам он не вхож.

 

Припев

 

Наш сиротка-сирота

Всех имел во все места.

 

Припев

 

Наш сиротка сильно строг.

Он пойдет на третий срок.

и т. д.

 

Вот там и запоете

 

2005

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

                   * публикуется на правах рекламы

 

 

 

 

*     *     *

 

Фирменное блюдо тещи: язык без костей

 

*     *     *

 

 

Чернов, как герань на окошке,

В которую писали кошки.

 

 

НА ОЧЕРЕДНОЕ КОРОНОВАНИЕ

В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ

 

Бывает же такое бредево:

Медведи выбрали Медведева.

Хоть дважды видели уже

Димитрия с приставкой "лже-".

 

2007

 

 

АНТИНАТОВСКОМУ ПОЛИТИКУ,

носящему говорящую фамилию

 

Рогоз, растущий по канавам,

Относится к цветам и травам.

А розги к травам не относятся.

Чего ж тогда они заносятся?

 

20 сентября 2008

Чудово. Автобусная остановка

 

 

*     *     *

 

С миру по нитке – Штрейхеру удавка.

 

9 января 2011

 

СЕКСОТ СЕКУНД

 

<Июль 1991>

 

 

 

 

*     *     *

Бабло должно быть с кулаками

 

 

*     *     *

В извечной битве Бабла с Ослом

Бабло всегда побеждает

 

 

*     *     *

Отсос, Подсос и Компромисс  

три мушкетера совкового конформизма

 

 

*     *     *

Если барак поставить на попá, небоскреба все равно не получится

 

 

*     *     *

Запад построил общество потребления, мы же строим государство потреблятства

 

 

P.S. МНЕНИЕ ПУДЕЛЯ ЧАРЛИКА:

 

Мы в печали.

Мы рычали.

Подпись: Чарли

 

 

 

 

 

НА НОВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ

ЧЕКИСТА ЧЕСОВА

 

Россия, странная страна,

Напоминает мерина:

Не ест лет 70 она,

А все говна не меряно.

 

 

       Не помню когда, но при Собчаке

 

 

НЕЛЕПКИ

 

Не лѣпо ли ны…*

            

Слово о полку Игореве

 

Вот тебе, бабушка, и пожар рейхстага!

 

 

*     *     *

 

Не лепо ли ны

Сто грамм белены?

 

Не лепо ли ны

Слетать до Луны?

 

Не лепо ли ны

Да выйти в чины?

 

Не лепо ли ны

Еще ветчины?

 

Не лепо ли ны

Налечь на блины?

 

Не лепо ли ны

Уйти в болтуны?

 

Не лепо ли ны

Дожить до весны?

 

Не лепо ли ны

Свалить из страны?

 

Не лепо ли ны

Накласть не в штаны?

 

7 февраля 2004 г.

 

––––––––––––––––––––––––

 

* Не лучше ли нам…   

 

 

 

НАМ ПИШУТ

 

 

Из Мытищ Сашенька Борун:

 

1. Не лепо ли ны

Сказаться больны?

 

2. Не лепо ли ны

Сорваться с блесны?

 

Из тех же мест Настенька Дыбо:

 

Не лепо ли ны

Уйти от жены?

 

Из Барселоны

Машенька Игнатьева–Оганисяшка:

 

1. Не лепо ли ны,

Раз мы влюблены?...*

 

2. Не лепо ли ны?..

Нет, слишком пьяны.

 

3. (с очень армянским акцентом)

 

Нэ лэпо лы ны?

…А то всо одны.

 

Из Питера Коленька Беляк:

 

Не лепо ли ны

Налеплены?..

 

 Коська Поисковик

(разумеется, с минного поля):

 

Не лепо ли ны?
Полней стаканы!

Не лепо ли ны!
В стакан и – до дны!

Не лепо ли ны?
Пельмени вкусны.

 

Не лепо ли ны!!!
Дай денег взаймы!!!

Не лепо ли ны,
Не пить до весны?

Не лепо ли ны?

Целую в десны!

 

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

* Ей вторит и живущая за 5 тысяч верст Анечка Дыбо: «Ведь мы влюблены».

Ох уж эти барышни!.. (Прим. бабки Пелагеи.)

 

 

 

ПРО ПОЭТА АЛЕКСАНДРА АРОНОВА,

ПОДПИСЫВАЮЩЕГО СВОИ ЗАМЕТКИ

В МОЛОДЕЖНОЙ ГАЗЕТЕ

ПСЕВДОНИМОМ Ал. Ар.

 

Аларчик просто от-кры-вал-ся!..

 

Середина 1970-х

 

 

 

 

 

ДЕТСКОЕ

 

Двоюродному внучку

Павлику С. Чучанге-Гутнонтьеву

 

Спят рубашки и штаны,

Спят медведи и слоны,

Спят леса, поля и травы,

Города родной державы.

Только часовой не спит,

Потому что зуб болит.

 

1974

 

 

 

ЧИТАЯ ПАВЛИКУ ШЕКСПИРА

 

Нет повести печальнее на свете:

Каникулы, увы, не вечны, дети.

 

1974

 

НАТЮРМОРТ С НАТУРЫ

 

Перебарывая спирт

Мускулистым стройным мясом,

Гутионтов в кресле спит

И трезвеет с каждым часом.

 

                А это в 80-е на Беговой у барда Толи Головкова

 

 

ПАВЛИКУ Г.

 

читается, в зависимости

от ситуации и качества продукта

с вопросительной интонацией во второй строке

то на первом, то на втором слове

 

Ну и видок...

Пил бифидок?

 

 

ЕЩЕ ПАВЛИКУ Г.

 

когда он пытался накормить Чернова

нераспечатанными сосисками

 

Пусть сосиски в целлофане

Жрут в Пекине цзаофани.

 

 

26 февраля 2004

 

 

    

*     *     *

 

Лена,

Какого хрена!?

 

 

Cочинено в Суздале,

за день до знакомства Лены

с Пал Семенычем Гутионовым–Чучангой

 

 

 

ЧИТАЯ «КОРОЛЯ ЛИРА»

 

 

 

 

                           Диме Крымову

 

Эдакую дочку –

Да затычкой в бочку!

 

 

 

ПОЙДЕМКИ

 

*     *     *

Пойдем с тобой в кино:

Там два часа темно.

 

*     *     *

Пойдем с тобою в Дом кино.

По телику одно г...

 

*     *     *

Пойдем с тобой в манеж

Бродить искусства меж.

 

*     *     *

Пойдем с тобой в ларек.

Я чирик приберег

 

*     *     *

Пойдем с тобой на сеновал.

Я там цветочков насовал.

 

*     *     *

Пойдем с тобой на блядоход*.

Там удивительный народ.

 

*     *     *

Пойдем с тобой в универсам.

Я выберу сестренку сам.

 

*     *     *

Пойдем с тобой.

Я голубой.

 

2003

 

–––––––––––––––––––––––––––––

* словечко парижанки М.В.Р–вой

 

 

 

ОБ ОДНОЙ ЗНАКОМОЙ

 

                                 Ирине Леонидовне В.

 

Положительная Эльза

Положительна донельзя.

Защищает рубежи,

Как ее ни положи.

 

 

 

 

 

ПРО НОСИК И РОТИК

 

Носик от ротика отличается

Тем, что над ротиком тихо качается.

 

 

 

 

 

СЛУЧАЙ НА МОЙКЕ, 12

 

С поэтессой поэтесса

Познакомила Дантеса.

Ни в одну из поэтесс

Не попал старик Дантес.

 

 

 

 

 

*     *     *

 

Брандмауэр – не дядька, а стена,

В которой, блин, ни одного окна.

 

 

 

 

 

ПРО НАТАШУ И АНДРЮШУ

 

Скорпиона скорпион

Понимал со всех сторон.

 

 

 

 

 

ЧИТАЯ АНДРЕЯ СИНЯВСКОГО

 

Мин херц

Абрам Терц.

 

 

 

 

 

БЕЗАЛКОГОЛЬНЫЙ ДОМ

 

Заходить всухую

Трудно даже <…>

 

 

 

ЗАПОМИНАЛКИ ДЛЯ М. С. ГОРБАЧЕВА,

ПОСЛЕДНЕГО ГЕНЕРАЛЬНОГО («МИНЕРАЛЬНОГО»)

СЕКРЕТАРЯ ЦК КПСС («ГЕНСОКА»)*

 

КАК ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ

НЕКОТОРЫЕ РУССКИЕ ГЛАГОЛЫ

 

Чтобы дело усугубить,

Стоит начать и углубить,

А потом усугубить –

И начать, и углубить.

 

КАК ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНЕСТИ НАЗВАНИЕ

ОДНОЙ КАВКАЗСКОЙ  РЕСПУБЛИКИ

 

Смотрит в Азию Кавказ.

Буква «А» – по-русски «Аз».

Твердый знак зовется «Ер».

(Получается «Аз-ер…)

Бай зовет: «Россия-джан,

Приезжай в Аз-ер-бай-джан!»

А она в ответ: «Гуд-бай,

Дорогой Алиев-бай!»

 

1996

 

 

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

* ПРИМЕЧАНИЕ ЭКС-ПРЕЗИДЕНТА СССР,

НЕ ЗНАВШЕГО СЛОВА «ГЕНСОК»:

 

Андрей! Ты не прав! Никакой я не ГенСок! Ты – совок,

а я, получается, Генсовок! Вот так! М.Горбачев. 21.02.01

 

 

 

 

 

ПРО СОСЕДА-ДЕПУТАТА

 

Нет у Кузи жизни личной.

(Потому что сам публичный.)

 

 

 

 

 

О ГЛАВЕ «СЕМЬИ»

 

Этот хряк (чего ж еще вам?) 

Помесь Брежнева с Хрущевым.

 

 

 

 

*     *     *

 

Ельцин. Лицо уральской национальности

 

 

 

*     *     *

 

Укатали Сивку крутые

 

 

 

*     *     *

 

Лед не тронулся, но крыша поехала

 

 

 

 

*     *     *

 

Исторические аналогии суть политические технологии

 

 

 

 

 

ЕЩЕ О СЕМЬЕ

 

Танька-то Дьяченко,

Говорят, чеченка…

 

 

 

 

И ЕЩЕ О СЕМЬЕ

 

С шейки матки

Взятки гладки

 

 

 

ДВА МНЕНИЯ О ШМУТИНЕ:

 

№ 1. Шмутин мутен

 

№ 2. Мутен Шмутин

 

 

 

О ТЕХНОЛОГИИ ВЛАСТИ

 

Не руби сук, на которых сидишь

 

 

 

 

 

 

*     *     *

 

Питер – город, Москва – огород.

Но не наоборот!

 

*     *     *

 

Ленинбург – Питер, только оленинграженный

 

 

О ШКОЛЕ ОЛЕГА ГРИГОРЬЕВА

 

У Совка агония.

Вот и пью в Сайгоне я.

 

 

 

 

В КАБАКЕ

 

Шалман –

Шарман!

 

 

 

ПРО ДРУЗЕЙ-ПОЭТОВ

 

Расползлись по нишам.

Ни /…/ не пишем…

 

 

 

ПРОЕКТ ВИЗИТНОЙ КАРТОЧКИ

 

В. Д. Берестов,

зав. поэтических нерестов

 

Середина 1970-х

 

 

ПРО НАТАШУ

 

Баба-живописица?

Как бы не описиться…

 

 

   

О ЛЮБВИ

 

Слиянье душ.

И тут же в душ.

 

 

 

 

СВАДЬБА ГИМНАСТКИ

 

На <…> этот хула-хуп!

 

 

ПОСЛЕ СВАДЬБЫ

 

Кабы знать бы…

 

 

 

 

 

НА РОЖДЕНИЕ ПРАВНУКА

 

Зятёк

Затёк.

 

 

 

 

ПРО ВНУЧКА ПАШКУ

 

Все не так, как у людей.

И папаша иудей.

 

 

 

 

 

ЛЕНИНБУРГСКАЯ РЕКЛАМА

 

 

Находит без труда

Телок родную маму.

Ну и тебя найдут.

Ты только дай рекламу.

 

                                            Образец рекламной продукции

                                            в петербургском метрополитене

 

 

          *     *     *

 

Каждой таксе –

По тампаксе.

 

 

          *     *     *

 

Мороженое «Летний сад»

Засуньте осторожно в зад.

 

 

          *     *     *

 

Помесь гадости и мути,

Именуемая «Фрутти».

 

 

 

ВЫПИСКИ ИЗ СЕМЕЙНОГО АЛЬБОМА

 

 

*     *     *

 

Дождик прыгает, хохочет,

Никто в жизни не щекочет.

 

 

Катя Чернова, года в четыре

 

 

*     *     *

 

 How are you?

Ха...ва...ю...

                      

 

Алекс Чернов,

еврейтор израильского запаса

 

ЧИТАЯ «ОНЕГИНА»

 

…Теперь я знаю: в вашей воле

Меня с презреньем заказать!..

 

 

                      Лена Чернова, классе в восьмом

            

*     *     *

 

Медный всадник на коне.

Его сделал Фальконе.

 

 

            Даша Чернова

и ее мама Вика Черновикова

 

*     *     *

 

После каждого сеанса

Прибавляется полшанса.

 

 

                      Наташа Вв.,

                             уже взрослая девочка

 

 

 

 

*     *     *

 

Жить с Черновым не варенье.

Вот и все стихотворенье.

 

 

 

О ФОНДЕ СПАСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГА,

где эмблемой ангел Петропавловки,

а директором А. Д. Марголис

 

Затем возвел сей шпиль Ван-Боллес,

Чтоб на него залез Марголис.

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДУ ШАЛЬМАНУ*,

который считает, что Пушкин написал

порнопоэму «Тень Баркова» и, в частности,

строчку «Под жопой милой красоты…»

 

О, Шальман, критик мой, и ты,

Увы, способен обознаться

И в жопе чистой красоты

Увидеть профиль арзамасца.

 

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

* И то же могу адресовать литературоведу Шапире (прим. бабки Пелагеи).

 

 

К ПОРТРЕТУ ДРУГА-СТИХОТВОРЦА

 

А вы способны это вынести?

Любовь к себе, но без взаимности.

 

 

Сентябрь 2007

 

 

АВТОРУ МЕМУАРОВ «БЫЛОЕ И ДАМЫ»,

которому не нравится мое творчество

 

 Суди, дружок, не выше сапога

Пушкин

 

Отращивающему до колена,

Скажу: суди, дружок, не выше… (ну, сам, наверно, понял)

 

Сентябрь 2007

 

 

 

ИЗРАИЛЬСКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

СОСЕДА-ПОЛКОВНИКА,

ПАЛОМНИКА НА СВЯТУЮ ЗЕМЛЮ

 

В Тель-Авиве и девицы –

Боевые единицы!

 

7 августа 2008

 

 

ИЗ ШКОЛЫ БАБКИ ПЕЛАГЕИ

 

(ученица Наталия Введенская)

 

1. О НАС

 

Все люди как люди,

А мы на верблюде.

 

2. МАШЕ ИГНАТЬЕВОЙ

 

Заезжала

На Тибет?..

Завизжала,

Или нет?..

 

2007

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУШКИН И АННА КЕРН

 

Кому прочесть? Анисье иль Настасье?..

 

Давид Самойлов

 

Все пушкинисты (и особенно пушкинистки) удивляются, с чего это Александр Сергеевич так нехорошо поступил с Анной Петровной Керн…  Домогался-домогался, называл «гением чистой красоты», а потом гадость в дневнике записал… Меж тем Анна Петровна сама все напутала. В своих записках она вспоминает, как приехала к Пушкину, и тот выскочил на порог со стихами в ее честь. Он прочитал ей: «Я помню чудное мгновенье…», и она как культурная девочка тут же оценила царский его подарок. Но он вдруг выхватил стихотворение и вернул листок только после долгих уговоров. До конца своих дней Керн так и не поняла, что это было. А дело в том, что стихи «К ***» посвящены вовсе не Анне Петровне. Они вообще не к женщине, а к музе. Пушкин в этих стихах не случайно цитирует строку Жуковского «Гений чистой красоты», ведь Жуковский написал про то, что у него стихи не пишутся, поскольку этот самый гений («дарователь песнопений», то есть Аполлон) давно его не навещает. Но Пушкину диктует не Аполлон, а музы Евтерпа или Эрато (которые, конечно, всегда ассоциируется с любимой женщиной). Вот Пушкин и говорит Жуковскому, мол, пока душа не пробудится, муза не явится. Дописал стихотворение. А тут и любимая женщина приехала. Он ей, конечно, сразу же новые стихи прочитал, а она решила, что это про нее. (Надо было видеть ее физиономию!) И благосклонно приняла посвящение, которого не было (ведь буква «К» в названии – не первая буква ее фамилии, а предлог, то есть субстанция чисто грамматическая).

Катастрофа… Что делать?.. И отдать нельзя, и не отдать невозможно… Плюнул… Отдал.

 

 



 

 

 

 

 

ЖАЛОБЫ ЖЕНАТОГО ВНУКА

 

Хочет спать. Но не со мной.

Так случается с женой.

 

 

 

НА ВЗЛОМ

www.chernov-trezin.narod.ru

6 июля 2003 г.        

 

Поимели

По Е-меле.

 

 

 

О НАСТОЯЩЕМ

 

В нищете.

На щите.

 

*     *     *

 

И чаёк –

ёк.

 

 

НА 8 МАРТА

 

Всё-тки

тётки –

идиотки

 

 

 

 

АКРОСТИХ ЧЕЛИКСУ ФУЕВУ*

 

По фигу нам март-бездельник!

Поутру в промозглой мгле

Поезд въехал в понедельник,

Повторяя мир в стекле.

 

Поворачиваем вправо.

 

Дождик теплый, ты забыт.

Это декабря отрава

По полям течет лукаво,

Прежней пеною шипит.

 

 

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Феликс Чуев – поэт-сталинист, опубликовавший в брежневские годы ко дню рождения Сталина

в московской писательской многотиражке лирическую миниатюру с акростихом по первым буквам:

«Сталин в сердце». Тогда же в одной из рязанских «районок» появился этот ответ Пелагеи Марфовны с акростихом по третьим буквам.

 

 

*     *     *

 

Тоталитаризм – национальная идея, утверждающая,

что для блага многих дόлжно извести некоторых

 

 

 

 

           

ВКЛАД В «АЗБУКУ ПЕТЕРБУРГА»

                           

АПРЕЛЬСКИЕ ТЕЗИСЫ

 

А ему с платформы бурк:

   Это город Петербург.

 

апрель 1917

 

 

*     *     *

 

Заели малосольным

И овладели Смольным!

 

 

август 1917

 

 

ПРОПИЛЕИ ПЕРЕД СМОЛЬНЫМ

 

Пропилеи Щуко и Гельфрейха –

Это в духе Четвертого рейха.

 

 

перед войной

 

 

О БУТЫРКЕ И «БУТЫЛКЕ»

 

В Москве не лезь в Бутырку,

А в Питере – в «Бутылку».

 

«Бутылка» – в XIX веке тюрьма в Питере на территории «Новой Голландии». Построена в виде башни.

 

 

 

«КРЕСТЫ»

 

1. Ни /…/ себе домишко

Архитектора Томишко!

 

2. Ежели во рту у сфинкса фиксы,

Это, брат, – шемякинские сфинксы.

 

«Кресты» – знаменитая тюрьма, построенная в Петербурге в конце XIX века на набережной Невы

в виде двух крестообразных в плане кирпичных зданий. Напротив «Крестов» в середине 1990-х Михаил Шемякин

поставил сфинксов, у которых одна половина лица – лицо, а другая – череп.

 

 

БОЛЬШОЙ ДОМ

 

Его наследие богато.

Во славу массовых идей

Воздвиг два мясокомбината.

Там били скот, а тут – людей.

 

Большой Дом – здание ленинградского КГБ на Литейном проспекте. Построено в начале 1930-х по проекту Ноя Троцкого. Ленинградцы стебались, что это самое высокое здание города – из его подвалов видна Сибирь.

До революции Троцкий построил в Питере мясокомбинат.

 

 

НА ОСТРОВЕ ВОЛЬНОМ,

который в начале 1970-х

был присоединен к Голодаю

 

Один дурак самодовольный

(Он был… Сказать ли вам?.. Из Смольного…)

Прочел на карте: «Остров Вольный»…

И быстренько не стало Вольного.

 

ТАК ГОВОРИЛ СОБЧАК

 

Гражданочки и граждане с Гражданки!

Вы – петербуржцы и петербуржанки.

 

 

ПРО ДАМБУ

 

Им бы нимбы, нам бы дамбы.

 

НА БРАКОРАЗВОДНУЮ ЛИРИКУ

 

 

Между Невским и Невой,

Может, не с кем, а не вой!

 

ПРИНЦИП ЖОРИКА

 

 

Раз в год –

Развод.

 

 

БЕДНЫЙ ЖОРА

 

Ни копья,

Ни щита.

Нищета.

 

 

 

 

*     *     *

Третья женимость. 101-й км

 

 

*     *     *

Махачкалуга. Место ссылки

 

  .

 

 

 

ПЛОДЫ БЕССОННИЦЫ-1:

 

*     *     *

У тещи чаи тощи, щи без соли, пироги без муки

 

*     *     *

Взялся за гуж – не говори, что не муж

 

*     *     *

Какова горка, таков и Егорка (Про Марью В. Р.)

 

*     *     *

Новое поколение выбирает пейсы

 

 

*     *     *

 

1) Голод не телка – в лес не убежит, – однажды

подумала Наташа Вв.

 

2) Твоими бы устами – да в хорошие руки, –

добавила невпопад ее сестра Лена

 

*     *     *

Круглые цифры – слабость круглых дураков.

 

 

 

 

 

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОЭЗИИ

 

Жил да был Дыр Бул Щил

 

            Филолог Михаил Безродный

 

В статье Е. М. Мелетинского я прочитала, что поэзия родилась позже живописи. Мол, наскальный шедевр изваять легче, чем полноценные стихи. И вообще для нужд стихописания человеческий язык должен вызреть.

Меж тем любая система поначалу развивается от простого и симметричного к сложному и ассиметричному.

А симметричная стадия языка – стихоподобие.

Первые слова человека были, разумеется, односложными, а предложения двух- и трехчленными. Модель такой речи – метроном: «Раз-два. Раз-два-три. Раз-два-три. Раз-два...»

И то, что называют психологическим параллелизмом, лишь усиливало метрическую правильность речи.

Так и в школе дети учатся грамоте со стихоподобных фраз: «Мама мыла раму…»

Десятки (или даже сотни) тысяч лет человек оставался анти-Журденом: что ни скажи – все стихи. В сочетании с поясняющим жестом это дало то, что Веселовский назвал первобытным синкретизмом (коллективное пещерное действо, в котором слиты песня, танец, театр, университет).

А потом язык стал несимметричным: «Раз-два. Раз-два-три-четыре-пять-шесть-семь. Раз-два-три. Раз-два-три-четыре. Раз. Раз-два…» Попробуйте-ка это сплясать!..

А если самому не сплясать, то и ребенка ничему не научить.

Тут-то на помощь человечеству и пришли те, кто мог синтезировать мерную речь из немерной – шаманы и запевалы первобытного хора. Словом, – мы, стихотворцы.

И как палка-копалка, подобранная в лесу, становится ценностью в поле, так и ритмическая речь на фоне неритмической бытовой стала осознаваться как сущая драгоценность. То есть храниться. Так и возник сосуд для внеличностной памяти человечества – фольклор.

 

 

 

КАК ВОЗНИК ЯЗЫК

 

В фольклоре любого народа найдешь, что когда-то человек знал язык зверей и птиц, а потом забыл. И еще античные философы утверждали, что человеческий язык родился из звукоподражания. Вот и в Библии первый поступок человека – это когда он животным дает их имена.

Природа дарует слабому шанс на выживание, и этот шанс называется мимикрией.

Мимикрия бывает цветовой (тогда мотылек сливается со стволом дерева), формальной (насекомое изображает из себя сухой сучок того же дерева) и еще – звуковой. Я знала домашнего кота, который и мышей не ловил: он умел чирикать по воробьиному. И с пропитанием проблем не знал.

Но это – исключение, ведь звуковая мимикрия известна прежде всего птицам. Сидит на яйцах эдакая пигалица в кусте и шипит по змеиному… (Названия ее не вспомню, перед публикацией надо будет справиться у орнитолога Синичкина.)

Нашему предку от природы достался отменный артикуляционный, дыхательный и голосовой аппарат. И, конечно, у прачеловека уже был свой первичный язык. Такой же, как у других приматов. Язык, состоящий из перемещенных аффективных восклицаний. Проще – междометий.

У гамадрилов (это, внучок, такие обезьяны в Африке) есть сигнал опасности, который для нашего слуха звучит как «ак!» Той же природы и человеческое междометие «ах!». Когда мы пугаемся, мы всегда так говорим (хотя в таких случаях лучше бы помолчать). Но если я вижу, что опасность грозит тебе, я могу крикнуть «ах!», и это будет сигналом – смотри в оба!

Сама-то я не испугаюсь, но хочу, чтобы ты напугался заранее, когда лап и когтей зверя можно еще избежать. Такие вот восклицания и называют «перемещенными».

При их помощи можно выразить любое чувство (гнев, угрозу, приязнь), передать команду или какой призыв.

Это язык светофора, язык запрещающих и разрешающих знаков. К передаче образов животный язык не приспособлен.

 Синичкин, который в московской академии кур изучает, говорит, что мозги у них совсем не куриные.

Потому что у курицы два разных кудахтанья для опасности, грозящей с земли (от человека или животного) и с неба (от ястреба или коршуна). Но куриный язык способен транслировать не образ врага, а только направление его атаки (снизу или сверху).

В начале своего существования на Земле человек освоил иностранные языки, то есть языки других животных. А иностранный язык и нужен, чтобы общаться с иностранцами.

Если ты дикой кошке (львице или тигрице) можешь сказать по-кошачьи, что ты о ней думаешь, кошка еще сама подумает, стоит ли с тобой связываться.

Воспроизведение прачеловеком кошачьего языка – типичная мимикрия, рассчитанная на общение между ним и зверем. И когда наш предок в морду лютой смерти произнес ее же «мяу!», он думать не думал, что сам сделал первый шаг к принципиально новому, уже человеческому языку.

Но в другой раз в тех же зарослях он успел предупредить своего зазевавшегося товарища:

«Ак!.. Мяу!..»

И второе слово он сказал так, как произносит его не львица, а пантера.

И другой, который копался в траве под деревом, понял, что опасность грозит именно от пантеры, и что пантера сидит прямо над ним на толстой ветке.

Рык зверя – его знак.

То есть образ.

Но для самой пантеры, уже изготовившейся к прыжку, окликание ее по имени было малоприятной неожиданностью. И в тот раз она отступила.

А люди вернулись к сородичам, и тот, кто должен был погибнуть, повторил фразу своего спасителя.

И все почему-то поняли, что произошло.

Это был первый на Земле рассказ. Всего два слова нечленораздельного еще языка, но в них был заключен великий гуманистический смысл – целая поэма о победе над смертью, о мужестве и взаимовыручке.

Гимн слову и разуму.

И гимн любви (если спасенный был ребенком или женщиной).

Ну а дальше – все просто.

Не понимая, где кончается живая природа и начинается неживая, человек освоил язык камня и дерева, ветра и воды. И сам не заметил, как мимикрийная звукоимитация сменилось имитацией артикуляционной.

Потому что при помощи языка (того, что во рту) можно имитировать образ рыбы, плеснувшей в воде хвостом. При помощи горла и губ назвать каплю воды водой («буль» или «кап»). И передать на расстояние куда более абстрактные образы, имитируя артикуляцией некий характерный признак предмета или явления.

Скажем, издав горловое «кх», можно присоединить к нему после огласовки носовое «н», и тем имитировать рост злака или восход солнца. (А проделай то же в обратном порядке – получится, к примеру, имя ночи или смерти.)

Не звукоподражание, а именно артикуляционная имитация потребовала от речи членораздельности. А, следственно, и привела к появлению протофонем. Сначала их было не более семи: носовые (н), цокающие (ц), губные (б-п-м), зубные (д-т), языковые (р-л), свистяще-щелевые (с-ш-щ), горловые (г-к-х).

Когда возникли оппозиции звукоизвлечения, речь стала членораздельной.

Впрочем, я могла чего и запамятовать…

 

P.S. ОТ ЧАРЛИКА: А пищу готовить на огне человек научился не потому, что кусок мяса в костер упал, а потому что огонь надо было кормить. Они и кормили его сучьями. И всем, что ели и пили сами. (Первая рюмка костру у них – святое дело!) Ну а потом кто-то за костром доел. Вкусно не было, но расщепленный на огне жир лучше усваивается.

 

 

КАК РОДИЛАСЬ КНИГА (С МАЛЕНЬКОЙ БУКВЫ)

 

 

Самиздат (самсебяиздат) – слово,

придуманное в середине XX в.

московским поэтом Николаем Глазковым

 

 

Кодекс (не чести, а просто книгав том виде, в котором мы снимаем ее с книжной полки – со страницами, в переплете) появился, как утверждают историки, в Европе в первой половине I в. н. э.

До того была Библия (Книга) или папирусы, но книги (с маленькой буквы, то есть в переплете и с нарезанными страницами) не было.

Почему же до Христова Рождества человечество пользовалось свитками (на папирусе или ткани, но обязательно с двумя палочками, на которые была намотана ткань или папирус), а потом перешло к книжке с переплетом?

Да потому, что Христос родился. И был распят. И воскрес.

А римляне очень подозрительно относились к иудеям (и тем более – христианам). И столь же подозрительно относились к христианам иудеи.

Тот, кто на подозрении, должен прятать свое знание. Но если к тебе нагрянули с обыском, и у тебя нет времени смотать свиток, значит, надо что-то придумать.

И христиане придумали Книгу, внешне не похожую на Книгу. Они разрезали свиток на стопку страниц, для вящего удобства сброшюровали, а после выяснилось, что и тряпочку, в которую книжка оборачивалась, можно приклеить (а что б не потерялась!) к той же стопке листов.

Так – вслед за книгой – на свет  появилась и ее обложка.

И первыми книжками с маленькой буквы, были конечно, Евангелия.

 

 

 

 

 

  ЕЩЕ ИСТОРИКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ

 

 

1. ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА УКРАИНА

 

Ловят греки парня, спрашивают, ты откуда?

– Я-то? – отвечает парень – я с Киева.

Греки записывают «с–кие–фа»,

а получается «скиефо», то есть «скифы».

 

 

 

 

2. ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА МОСКВА*

 

Ловят греки двух парней,

спрашивают, вы откуда?

– Мы-то?.. – чешут затылки парни – мы с Киева.

Греки и записывают: «Мыскива».

Так что настоящее название Москвы – Киев.

 

 

 

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

* Это придумала в ответ на вышеприведенную мою гипотезу одна шумная москвичка с графской фамилией Толстая и то ли японским, то ли англо-американским именем Танка (так, потому что что громкая и не мягкая – прим. бабки Пелагеи).

 

 

3. ПОСЛЕДНЯЯ ПРАВДА О МОСКВЕ

 

Вслед за питерским профессором С. Г. Халиповым московский профессор И. Г. Добродомов полагает, что по пра-зырянски конопля называлась «моско». (На эрзя-мордовском конопля – «мушко».) При этом исток Москвы-реки по-русски и сегодня именуется речкой Коноплянкой или Коноплевкой. А, как известно, иноземные слова с основой, заканчивающейся на «о», в русском своем обличии обрастали суффиксом «ва». (Поначалу не «церковь», а именно «церква». Как «брюква» или «тыква».)

Зыряне – коренное население московских мест.

Боярин Кучка, которого в Москве убил Юрий Долгорукий, по-зырянски – Орел.

Так что Москва в переводе на русский – Конплянск, Анашанск, Марихунск или Гашишинск.

И как славно звучит:

«Анаша-река….»;

«Беломоро-марихуанский канал»;

«Если б знали вы, // Как мне дороги // Коноплянские вечера…»;

«Тут к нам парнишка коноплянский приезжал, пальцы веером раскидывал…»

«Гашиш! Как много в этом звуке // Для сердца русского слилось…»

Последняя цитата – плод коллективного творчества Александра Кушнера и его жены Елены Невзглядовой (при пассивном, но благосклонном участии А.С.Пушкина).

 

 

 

 

               ТРИДЦАТЬ ДВА НЕСЧАСТЬЯ

 

 

            В 1708 г., задумав реформировать родную азбуку, Петр I почему-то одни буквы казнил, а другие, пощадил. Например, сохранил «i», которое в XVIII веке уже ничем не отличалась по звучанию от «и», но само «и» исключил. А вот звучащие тоже одинаково «е» и «ять» оставил. Более двух с половиной веков ученые не могли найти объяснения этому загадочному факту. Посетив в Питере Кунсткамеру и узнав о хранящейся в ее запасниках коллекции зубов приближенных царя, вырванных им самим (более половины, как утверждают сотрудники музея – абсолютно здоровые), я высказала следующую гипотезу: самодержец из сорока трех букв кириллицы оставил в Гражданском русском шрифте ровно столько, сколько у человека зубов – 32. То есть решил вопрос по государственному (по букве на зуб!). Если кто не верит, вот петровская азбука: «а б в г д е ж s (зело) i к л м н о п р с т у х ц ч ш щ ъ ы ь ѣ (ять) э ю я q (фита)». Нетрудно заметить, что еще до реформы 1918 г. с петровской азбукой произошли некоторые изменения: из царской ссылки вернули «и», поменяли «s» на «з», а «q» на «ф», и к тому же Николай Михайлович Карамзин учредил букву «ё».

 

 

 

 

*     *     *

 

 

Когда написано концептуализм,

читай: контрацептуализм

 

 

*     *     *

 

 

В 2004 г. Хакамада выставилась в президенты России.

На одном из перевыборных собраний ее штаба

было решено, что раз уж Владимир Путин – отец нации,

то Ирина должна стать для той же нации матерью.

«Япона мать!» – меланхолически (но внятно)

заметил присутствовавший на этом мероприятии

в качестве общественности журналист П.С.Чучанга-Гуминов.

За что был одарен обворожительной восточной улыбкой.

 

 

 

 

 

ЛЕТНЕЕ КУПАНИЕ

 

в жанре женского романа

         

Светила луна. Нежно серебрилась озерная гладь.

– А давай купаться!.. – предложил он.

…И вот я без ничего.

…И он без ни-че…-!-го се-бе!..

 

 

 

ЛЕНА ПОЗДРАВЛЯЕТ МЛАДШУЮ СЕСТРУ

С ВСТУПЛЕНИЕМ СЕБЯ (ЛЕНЫ)

В ЗАКОННЫЙ БРАК

С ЧУЧАНГОЙ-ГУТИОНТОВЫМ

 

исполняется на мотив «Каховки»

 

…Ты помнишь, Наташа, как трудно мы жили,

Как нас обнимала гроза,

Когда мужики, как один все чужие,

Нам грязно смотрели в глаза?..*

 

*     *     *

 

«На Гутю где сядешь, – там и ляжешь», –

утверждает Наташа Вв.

 

ЛЕНЕ, МАДАМ ПАТЕФОНТОВОЙ

 

Свобода. Равенство. Бракство.

 

*     *     *

 

Съезжалися к Загсу трамваи…

 

Паша с Леной, как в Одессе,

В Загс – и то на Мерседесе.

 

24 января 2004 г.

 

–––––––––––––––––––––––––

* сочинено вместе с Павликом Ч. (прим. составителя)

 

 

 

 

ПЛОДЫ БЕССОННИЦЫ-2:

 

ШАРАДА

 

 

Иудейка из китайской императорской династии,

перешедшая в ислам – Сарра Цин

 

*     *     *

 

Света Погасян. Армянская террористка

 

*     *     *

 

Како Одевадзе и Вачто Обувадзе. Прикинутые

грузинские парни

 

*     *     *

 

Былинная семейка: богатырь Шлёма Забралович,

жена его Пика Славная и дочерь их Челка-Репица

 

*     *     *

 

Архип Гулагов. Начальник пионерского лагеря

Отчество, разумеется, – Арестович.

(Чернов с Чучангой уже четверть века спорят,

кто из них это придумал).

 

*     *     *

 

Удалой Главлит Кагебеевич – герой устного эпоса

видного публициста П.С.Чучанги-Патефонтова

 

 

 

 

ПЛОДЫ БЕССОННИЦЫ-3:

 

 

 

*     *     *

 

Пьянству – girl, – утверждает Наташа Вв.

 

*     *     *

 

Хождение по внукам. (Термин Наташи Вв.)

 

*     *     *

 

«Бурлаки на Лене». Неприличная картина Репина

 

 

P.S. ОТ ПРИНЦА-ПУДЕЛЯ ЧАРЛИКА:

 

1. Редкий воробей долетит до середины Китая.

2. Редкая собака добежит до середины Кореи

 

 

 

ПЛОДЫ БЕССОННИЦЫ-4:

 

 

*     *     *

 

 

Искусство – способ преобразования пространства в текст

 

 

*     *     *

 

 

Рифма – метаморфоза образа при сходстве звучания

 

 

*     *     *

 

 

Золотое сечение – ни два, ни полтора (1,618…)

 

 

 

 

 

ЕЩЕ О ЯБЛОКЕ НЬЮТОНА

 

 

       Начало ХХ века. Еврейская Пасха. Сидят евреи – выпивают и закусывают. И только один, какой-то смурной, – до еды и питья не касается. Евреи говорят: «Альберт, у нас праздник, а ты о чем думаешь?» «Я, – честно признается Эйнштейн, – думаю об энергии движущегося тела! «В праздник, – удивляются евреи, – работать грех. А что, большая энергия у этого твоего тела?» «Очень большая! – воодушевленно отвечает Эйнштейн. Я обозначу ее латинской буквой «Е…»

«…Е», – раздражаются присутствующие, – это еврей. И потому ты как еврей с нами выпьешь и закусишь вот этим квадратиком мацы… Да куда же ты, Альберт?..» Но Эйнштейн их вопроса не слышал. Он со всех ног бежал по ночной улице, чтобы дома, в тиши рабочего кабинета, записать самую знаменитую формулу ХХ века:

 

                           Е равно маца квадрат

 

 
 
ЕЩЕ О КВАДРАТЕ МАЦЫ

 

 

Математики утверждают, что наш мир трехмерен.

И формула его 3 + 1. (Три – это три пространственных координаты, а прибавленная единица – время.)

Позволив себе усомниться в очевидном, поставим мысленный эксперимент по «развертке» вселенной из нулевого измерения (проще говоря, – точки).

Условимся, что в иерархии миров время есть проявление каждого последующего измерения в предыдущем.

Запустив механизм времени в приложении его к некоей точке, плавающей в непространственной субстанции хаоса, мы получим линию. При отсутствии причин для кривизны и при полном (пока что) отсутствии пространства, линия эта будет, вне сомнения, прямой.

Сдвинув по временной оси прямую, получим плоскость, а, сдвинув плоскость, обнаружим, что возник объем, то есть трехмерное пространство.

Считается, что это то пространство, из которого состоит наша вселенная.

Однако это заблуждение.

Мысленно попытаемся сдвинуть пространство относительно пространства. Вообразить такое довольно трудно, поэтому возьмем в пространстве точки А и B и зададим два условия их координатной определенности:

 

                                       А = B;

                                       А ¹ B

 

То есть точки совпадают по трем координатам, но по некоей четвертой расходятся. Это не так уж и невозможно вообразить. Скажем, кто-то сидел на стуле, но потом встал и ушел, а на стул сел другой человек. Представим, что обоих мы сняли на фотопленку, но при этом забыли перевести кадр. На снимке два человека окажутся, как бы друг в друге. Не переведя кадр, мы «отменили» временную координату и за это поплатились испорченной фотографией.

В случае с точками А и B мы хотим, чтобы они совпали (и одновременно по заданному нами условию не совпали) не по формуле 3 + 1 (пространство плюс время), а по формуле 4 + 1 (некое суперпространство плюс время). Ведь наша задача сдвинуть пространство относительно себя самого.

В примере с испорченным фотоснимком мы в разное время (3 + 1) усадили на один стул двух людей, но искомая реальность формулы 4 + 1 так и осталась нереализованной.

Реализовать такое устройство пространства возможно, если ввести еще один компонент мироустройства – материю. Ибо материя – это именно то, что искривляет пространство. Да и сама материя есть некое пространственное искривление: еще в XX в. было установлено, что при облучении пространства мощным электромагнитным полем «из ничего» рождаются виртуальные частицы.

Ребенку трудно объяснить, как из молока можно взбить масло. Ведь молоко жидкое, а масло не очень. Но примерно так и материя «взбита» из пространственной «пустоты». Пространству просто некуда смещаться по временной оси, оно должно сдвинуться относительно себя, и пронизывающая все пространство вселенной материя – это и есть разноуровневые сгустки пространства.

Итак, четвертое измерение – материя, третье – пространство, второе – плоскость, первое – прямая линия, нулевое – точка.

 

Повторим в иерархическом порядке:

 

Мир первого уровня (1 + 1) – линейный прямой мир (сдвинули по времени точку и получили прямую линию).

Мир второго уровня (2 + 1)  мир плоскостной (сдвинули линию и получили плоскость).

Мир третьего уровня (3 + 1) – трехмерный мир идеального пространства (сдвинули плоскость и получили пространство).

Мир четвертого уровня (4 + 1)  – четырехмерный материальный, или, иными словами, – физический мир. Тот, в котором мы и имеем честь пребывать с рождения до смерти.

Если мы были правы в нашем начальном (и оставшемся недоказанном) допущении, то временная «плюс единица» нашего мира, видимо, будет говорить о том, что существует еще как минимум одно измерение более высокого порядка, то есть мир, описывающийся формулой 5 + 1.

Тот, что на языке мифологического знания зовется Духовным. И в нем уже не будет ни нашего искривленного пространства, ни нашего времени, ни нашей плотной материальности.

Все привычные координаты мироустройства окажутся переосмыслены.

Самая известная формула, описывающая наш четырехмерный мир, открыта Эйнштейном:

 

E = mC2

 

Нетрудно заметить, что в двумерном мире этой формуле «соответствует» формула площади круга:

 

S = pR2

 

Если допустить, что сходство этих формул не исчерпывается внешними признаками, речь, видимо, может идти о некоей формульной матрице, соединяющей реальный (физический) и плоский (геометрический) мир.

И впрямь: вряд ли можно объяснить случайным совпадением то, что квадрату скорости света во второй формуле соответствует не что-либо, а именно квадрат радиуса, а массе, которая, как известно, искривляет пространство четырехмерного мира, – число p, что как раз и связывает длину окружности с диаметром.

 И, наконец, что же еще может быть в двумерном, нефизическом мире архетипом энергии, если не площадь круга? Впрочем, есть и одно, весьма примечательное различие: в первом случае константой будет скорость света, а во втором число p.

В физическом мире должна существовать и формула, архетипом которой будет формула длины окружности.

Напомним, что длина окружности

 

C = 2pR

 

Но вот формула изменения количества движения при упругом ударе:

 

D = 2mv.

 

Вновь радиусу соответствует скорость, а числу p   масса. (Только константы, поскольку речь не идет о скорости света, останутся параллельны: m и p.)

Но, если у формул геометрического (Второго) и нашего физического (Четвертого) миров есть единая матрица, то формулы Пятого мира могут быть построены по единой матрице с формулами мира Третьего.

Проверить это нам нельзя, но одну из таких формул рискну предложить, перелицевав формулу объема шара:

                             

Т = 4/3 mС3

 

А поскольку массы в Пятом мире, вероятно, нет, ее следует выразить через эйнштейновскую энергию:

 

m = E/C2

 

В результате искомая формула Пятого мира примет вид:

 

Т = 4/3 ЕС

 

Ясно, что здесь под условным символом «Т» скрывается некая огромная по своему потенциалу сущность. Но что это за сущность, являющаяся четырьмя третьими произведения энергии (всей Вселенной?) на скорость света, гадать не буду.

Если исихаст и иконописец Андрей Рублев корректен в своем умозрении в красках (вспомним его Троицу!), и иерархия вселенной действительно напоминает ряд вложенных друг в друга n-мерных «чаш», то нам не следует удивляться симметрии физических и геометрических формул. Ведь они объединены генетическим родством сущего.

Пространство, материя и время – триада нашего мира. Но у миров иной n-мерности набор характеристик и будет иным. И это не должно нас смущать, как не смущает, скажем, отсутствие материальности в мире чистой математики.

Существуют как минимум два уровня гармонии: один родом из прямолинейного одно- и двумерного мира, другой из искривленного мира физического. Первый мир породил иррациональные, второй – трансцендентные числа. Известно, что первые никогда не сводимы ко вторым (и наоборот).

Математика констатирует принципиальную невозможность увязать бесконечные хвосты десятичных дробей иррациональных и трансцендентных чисел.

Я объясняю эту невозможность их принадлежностью к мирам с разной n-мерностью: гармония, базирующаяся на операциях с квадратными корнями (как, скажем, в случае золотого сечения), должна быть характерна для Первого (прямого), Второго (плоского) и Третьего (идеального мира неискривленного пространства).

Можно, конечно, при помощи математического аппарата сконструировать и n-мерное пространственный мир, но если при этом мы игнорируем реальность четвертого материального измерения и не показываем, что  происходит с материей и прочими измерениями уже на следующей ступеньке бытия, все наши попытки останутся игрой в абстрактный бисер. Тем более, если они рождены бытовой оговоркой: n-мерного пространства также не может быть, как и двумерной прямой. Пространство – свойство третьего измерения и третье измерение есть пространство.

Выражаясь языком восточного мифа, наш «плотный» мир включает в себя и все три «низших» измерения. И, значит, многое в нем можно объяснить и феноменом того же золотого сечения. Многое, но не все. Наука слишком долго отчуждала пространство от времени и вовсе не обращала внимания на материальность времени и пространства, а уж тем более на вырожденную материальность трансцендентных чисел.

Математику, выстраивающему многообразные кривые, нет нужды задумываться о том, что любое отклонение от прямой есть проекция четвертого (материального) измерения на плоскость двумерия или в пространство идеального трехмерия.

Математик, как правило, не ставит перед собой задачи философского осмысления соподчиненности и иерархии миров. Считается, что это просто не входит в его профессиональные обязанности. Но плата за это – тот кризис, в который сегодня, как утверждают сами математики, погружается их наука, утрачивая универсальность общепонятного (не нам, профанам, а самим ее жрецам) математического языка.

Ну а если языки разделены, то и Вавилонская башня должна рухнуть. (Что и происходит с математикой.)

А, значит, самое время заняться пересмотром основ.

Из трансцендентных чисел наиболее известны два – p и е.

Оба они связаны с некоей кривизной, являясь следствием четвертого измерения нашего мира, его материальности. При этом е – «чисто кривое» число, а p – переходный мостик между прямым и круглым.

Один питерский фанат золотого сечения (некто Борис Кузьмин) заметил, что формула длины окружности свидетельствует о связи безграничного (длина окружности) с конечным (диаметр) через трансцендентное. Или, как выразился по этому поводу Андрей Синявский –  через потустороннее. Добавим: таким «потусторонним» в мире геометрических абстракций является число p, происходящее из мира искривленного пространства, то есть, из нашего мира.

Но если видимый мир синтезирует в самом себе свойства иерархически вложенных в него иных миров и по временной координате неизбежно стремится к пятому измерению (тому, которое путают с четвертым, и которое из нашего плотного эгоцентризма представляется нам небытием), значит, гармонические связи материальной вселенной невозможно описать вне некоего синтеза хотя бы двух разноуровневых констант, – Ö5 (основы золотого сечения) и числа  p.

Подытожу вышесказанное:

 

Гармония есть устойчивое состояние нарушенной симметрии

 

 

 

ПОДРАЖАНИЕ АЛЕКСАНДРУ АРОНОВУ

 

            

Точку подвинул – линия вышла.

А ее подвинул – получилась плоскость.

Плоскость опрокинул – объем образовался.

Так вот и построил пространство.

 

Стал сдвигать объем относительно объема –

Ничего не вышло кроме жара и грома.

Вместо идеального четырехмерия –

Жадная потная дура – материя.

 

На нее подую – пойду за газетами.

Пусть оно само собою сбывается.

Народились солнца (иные с планетами),

А на той, на синенькой, жизнь затевается.

 

Ах, какие рожи вокруг… – ну и славненько! –

То Джурасик Парк, то в копытце водица.

Времена текут, все текут, как из краника.

Дай-то Бог,

                    когда-нибудь

                                           слово

                                                                       склубится.

 

 

 

   ПЕТЕРГОФСКАЯ СКОРОГОВОРКА

            ДЛЯ АКТРИСЫ ЛЕНЫ Ч.

 

Не в кайф туфта,

как фата на катафалке,

как фото кафтана в нафталине

на фоне факта фонтана.

 

 

 

 

 

 

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

P.S. Поскольку кривизна есть следствие материальности, возможно, существует и некий коэффициент, способный показать, насколько «прямое» больше «кривого» (то есть насколько «кривое» в силу, к примеру, гравитации, сжато по отношению к идеальному «прямому»).

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ*:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

* Содержания нет, поскольку искусство – форма

 

                                                           Отпечатано в виртуальной типографии «А+Н» на углу проспектов Наставников и Энтузиастов

 

 

Тираж 1 (один) экз.

 

 

 

на титульную страницу сайта

 

 

Сайт управляется системой uCoz