на титульную страницу сайта

 

 

Добавления 1 июля 2009

Андрей Чернов

 

 

ПЕРУН И ОДИН

 

Три языческих жребия из Старой Ладоги

 

 

 

Старая Ладога в июне 1809 года. Рисовальщик Иванов.

На горизонте крайний правый объект – Олегова могила.

Фрагмент рисунка из альбома действительного члена Российской Академии наук Константина Бороздина, преподнесенного им Александру I.

(Рукописный отдел РНБ.)

 

Верховный бог Один — не только владелец чудесного копья, но и покровитель песнотворцев. Фигурку Одина на ладожском Земляном городище нашел в 1975 году Е. А. Рябинин. Обнаружена она в составе клада из двух дюжин кузнечно-ювелирных инструментов. Этот, хранящийся сегодня в Государственном Эрмитаже Один – древнейший и, похоже, – лучший из древних «портретов» верховного бога скандинавов, к тому же построенный (видимо, интуитивно) по пропорциям, весьма близким к золотому сечению.

Бог Один не только правил своей вселенной, но и работал. Работал на ладожан. На торце стержня, которым заканчивается шея Одина, находится прямоугольное отверстие. По догадке суздальского историка Игоря Арзамасцева, перед нами приспособление для подтягивания костяных колков на лире. (Аналогов, впрочем, не известно.)

 

 

Поющий Один. Бронза. Высота 5,4 см.

Середина VIII в. ГЭ, № 2551/2

Бронзовый ключ для подтягивания колков струнного музыкального инструмента. Найден Евгением Рябининым в составе клада кузнечно-ювелирных инструментов на Земляном городище Старой Ладоги в слое 750-х годов.

 

Рот Одина полуоткрыт, и кажется, что бог поет. Правый глаз прочерчен двумя концентрическими окружностями. Под лупой они прекрасно видны. (Благодарю за помощь хранителя ладожского собрания в Государственном Эрмитаже Бориса Короткевича.) Левого глаза у Одина нет, но ведь именно левый глаз бог Один отдал в подземном царстве за возможность испить из источника мудрости.

А для нас важно, что два ворона (постоянные спутники Одина) не просто сидят у него на плечах, а изображены в виде его рогов. Эту визуальную поэтическую метафору надо признать одной из древнейших в скальдической поэзии.

В то же лето и на том же Земляном городище Е. А. Рябинин обнаружил под большим деревянным дворцом времен Вещего Олега (слой 890–910-х годов) округлую «игральную фишку»[1].

 

 

Рисунок с ободка круглой «игральной фишки».

890–910 гг.  Старая Ладога.

Гравировка на деревянной фишке

из «большого дома» времен Вещего Олега.

Высота рисунка ок. 6 см.

Находка Е. А. Рябинина.

(Восстановление правильной геометрической формы А. Ч. Два варианта.)

 

Итак, плоский фрагмент деревянного сучка, на ободке которого острым штихелем прорезана летящая с гнезда-плетенки птица. (Увы, от этой находки осталась лишь полевая прорись – извлеченный на поверхность деревянный жребий спасти не удалось.)

Видимо, тут мы имеем дело с хитроумным гадательным жребием, с помощью которого волхв мог напророчить все, что хотел: если фишку перевернуть, то птица превратится в полураскрытый бутон лотоса, а гнездо в солярный знак. Вернемся к первой позиции, и вместо птицы перед нами маска предка в древнескандинавском шлеме.

Перевернем еще раз, и цветок обернется маской грифона.

Здесь же, на Земляном городище, в 1995 году А. Н. Кирпичников нашел в слое X века обрубок звериного ребра, на котором сделан рисунок стрелы, летящей на двух парах остроконечных крыл[2].

 

 

Крылатая стрела. Гравировка на зверином ребре.

Этот гадательный жребий найден на Земляном городище Старой Ладоги в 1995 году экспедицией

А. Н. Кирпичникова. Высота рисунка ок. 2 см

 

 

 

Когда обрубленное с двух сторон ребро положить на ровную поверхность, оно превратится в подобие рулетки: если сильно крутануть, жребий сделает десяток-два оборотов. Перед нами просто другой тип гадательного жребия. (Вспомним детскую игру в «бутылочку».) Так крылатая стрелочка становится указательной. Поэтому не стоит удивляться, что рисунок крылатой стрелы с Земляного городища так же, как игральная фишка, насыщен смыслами.

Стрелка ладожского жребия напоминает изображение хвостатой кометы Галлея на английском гобелене из Байе.

 

 

Комета Галлея, напророчившая смерть Харальду.

Фрагмент гобелена из Байе. Около 1070 г. Англия

 

В ладожской крылатой стреле можно увидеть четырехусую его маску Перуна, и громовой его знак (второе – замечание Г. С. Лебедева), и многое другое. Мы не знаем, какие из этих смыслов сознательно вложены в рисунок его автором. Но одно сразу бросится в глаза ладожанину: на рисунке из-за сопки встает деревянная сторожевая башня, у которой шатровая крыша с далеко выступающими скатами (чтобы на стены не попадала дождевая вода).

И впрямь, от «Олеговой могилы» до 1950-х расходились в стороны лучи из больших валунов, а ближайшая к Олеговой могиле башня стоит на стрелке Мысового городища и зовется Стрелочной.

Еще один загадочный предмет найден в 1976 году при раскопках на Варяжской улице археологом Валерием Петренко (слой середины IX века). Округлый в сечении костяной стержень выточен из челюсти коровы и со всех сторон покрыт гравировкой. Среди прочего ясно читаются два крестообразных знака, два питьевых рога, молот Тора и стоящая на облаке антропоморфная фигура с огромными усами.

 

 

Идол Перуна на облаке.

Гравировка на костяном гадательном жребии.

Высота фигуры 2,6 см.

Находка Валерия Петренко.

Старая Ладога, капище на Варяжской улице.

Середина IX века.

 

Историк Д. А. Мачинский, предполагая, что перед нами или «святой в нимбе», или даже Христос в «крестчатом одеянии», выстраивает довольно сложную легенду о языческо-христианском происхождении этой «вероятно, рукояти»[3]. Но «нимб» – всего-навсего волосы идолоподобной фигуры, крестчатая одежда – просто штриховка, а два креста на разных сторонах «рукояти» говорят лишь о том, что крест как символ был известен ладожанам за век до постройки в Киеве деревянной церкви пророка Ильи, заместителя Перуна по части громов и молний. (Кстати, кресты в орнаментах появляются еще в неолите.)

Полагаю, что и это гадательный жребий (но не для верчения, а для бросания). О том и говорит тщательно выполненная тройная обводка, которая, опоясывая середину стержня, проходит по центру облака и делит рисунки на относящиеся к горнему верху и дольнему низу.

То, как выпадал и куда указывал жребий, определяло выбор пути.

И нетрудно догадаться, что на жребии выгравирован идол того, чьим именем и через полвека будут клясться дружинники Олега.

Это Перун – покровитель дружины и ценитель оружия.

Если Один узнается по рогам, то Перун по усам, ведь, по одним представлениям, молнии — стрелы громовержца Перуна, но по другим – его усы. Как отметит летописец, тело у идола Перуна деревянное, глава серебряна, а усъ златъ. Перун и есть олицетворение Мирового древа: тело – само Древо, голова — серебряные облака, ну а усы – золотые зигзагообразные молнии.

Сведения о Перуне отрывочны, но богаты страстями и историческими ассоциациями[4].

В Сербии молниеподобный синий ирис (цветок) до сих пор зовется перуникой.

 

1995–2009

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ РАЗГОВОРА В РАЗДЕЛЕ «ЛАДОГА И ЛЮБША»

 

А также

 

http://chernov-trezin.narod.ru/trizhrebiya.htm

 

И еще здесь:

 

ХРОНИКИ ИЗНАНОЧНОГО ВРЕМЕНИ (pdf. 3,14 Mb)

См. с. 50–73

 

 

 

на титульную страницу сайта

 

 

 



[1] Рябинин Е. А. Новые данные о «больших домах» Старой Ладоги // Старая Ладога и проблемы археологии Северной Руси: Сборник статей памяти О. И. Давидан. СПб., 2002. С. 15–29.

[2] Кирпичников А. Н., Сарабьянов В. Д. Ладога — древняя столица Руси. СПб., 1996. С. 77.

 

[3] Мачинский Д. А. Крест и молот // Ладога и Глеб Лебедев: Восьмые чтения памяти Анны Мачинской. СПб., 2004. С. 199.

 

[4] «О жидовском еретике Перуне» – так церковными экспертами XVIII века охарактеризован обращенный к Перуну заговор, обнаруженный при аресте в Сибири в 1760 году в бумагах семидесятидвухлетнего уроженца Кунгурского уезда Пермской губернии крестьянина Артемия Сакалова. В Сибири Артемий проживал с 1722 года.  Взят под стражу в деревне Малая Кармацкая Белоярской слободы за то, что толковал сны, «Коляду кликал» и «змею хоботистому молися». Было установлено, что из шести названных в «Синопсисе» Иннокентия Гизеля идолов (книга издана в 1674 г.) Артемий Сакалов поклонялся по крайней мере трем: Перуну, Вихорю и Коляде. Следствие длилось два года. Еретик обманул следователей и сумел сбежать. У сожалению, сам заговор в Тобольском архиве не сохранился. (Покровский Н. В. Исповедь алтайского крестьянина. В сб. Памятники культуры. Новые открытия–1978. Ленинград. 1979. С. 52.)

 

Сайт управляется системой uCoz