на титульную страницу сайта

 

Добавление 11. 11. 11

 

ДВА ГРОТЕСКОВЫХ РИСУНКА ЛЕОНАРДО

 

(проблемы атрибуции)

 

1. КАРИКАТУРА НА ПАПУ АЛЕКСАНДРА VI БОРДЖИА

 

Код да Винчи – это для меня не роман Дэна Брауна, а лист с карикатурами великого художника. Весной 2007 года в Интернете я просматривал картинки по совсем иной теме и поскольку “Google” выдает на-гора все, что ему заблагорассудится, я лишь мельком глянул на малоприятное изображение какого-то католического священника.

 

 

Но через минуту увидел его же, только на рисунке Леонардо (справа). И куда в менее льстящем виде.

Кто же это?

Оказалось, что один из наиболее мерзких злодеев в итальянской истории – Родриго-Лансоль [Ленцуоли] Борджиа (1442–1503) – «самый развратный из пап со времен Оттонов» (как характеризует его Энциклопедия Брокгауза и Ефрона), в 1492 году занявший папский престол под именем Александра VI Борджиа.

Он уничтожал своих врагов действуя, то ядом (при нем была заведена специальная лаборатория ядов), то кинжалом. Но мог и сжечь противника на костре (так он поступил с обличавшим его доминиканцем Савонаролой).

 

 

Леонардо да Винчи. Лист с набросками.

 

 Карандаш Леонардо запечатлел отношение художника к Александру VI. Сказать, что перед нами ядовитая жаба – оскорбить жабу.

Кто еще изображен на этом листе, я не знаю. Но ассоциативно эти лица должны рифмоваться с развратным папой.

 

2. ПОРТРЕТ В ДУБОВОМ ВЕНЦЕ

 

 

Леонардо да Винчи. «Человек, обманутый цыганами» (?).

Около 1493 года (?)

 

Не знаю, кто из искусствоведов дал столь изобретательное имя этому рисунку Леонардо.

Однако вот обоснование. Цитирую современного автора:

 

…Цыганки обычно изображались так, как их описал вышеупомянутый французский хроникер: в шалях из грубой ткани, накинутых на плечи, с волосами, завязанными лентой, иногда с венчавшим их голову тюрбаном. Подобным образом представлена цыганка, гадающая человеку, окруженному безобразными физиономиями хохочущих людей, в знаменитом рисунке Леонардо да Винчи из Виндзорской Королевской библиотеки. Этот рисунок был создан около 1493 г. и чаще всего назывался исследователями «Гротескные головы» <…>

В это время (13 апреля 1493 г.) Миланский герцог Сфорца издает указ об изгнании цыган из Италии и запрете их возвращения под страхом смертной казни в район между реками По и Адда. Он объявляет о том, что цыгане скомпрометировали себя спекуляцией, воровством и шарлатанством. Известно, что Лодовико Сфорца с 1481 г. периодически преследовал евреев и объявлял об их высылке в 1491, 1493, 1494 и 1497 гг. Но относительно цыган эдикт 1491 г. был первым. Следовательно, можно предположить, что рисунок Леонардо являлся «мыслями вслух» по поводу постановления Миланского герцога, а также проявлением личного отношения художника к цыганскому гаданию и цыганам. Убедительность этого предположения подтверждает надпись на обратной стороне листа. В ней Леонардо рассуждает о сути человеческой души: «О проклятая и счастливая душа, откуда ты?» В этом отрывке, опубликованном К. Педретти, речь идет о людях порочной души, об их лжи и фальши. Философские раздумья великого ученого и художника пронизаны настолько искренней горечью и сожалением, что возникает естественный вывод: очевидно, сам Леонардо стал когда-то жертвой этих порочных людей – цыган, изображенных на листе.

 

Л. В. Романчук. Тема цыганского гадания в творчестве Леонардо: между прагматизмом и верой в чудеса.

http://www.vinci.ru/mk_46.html

 

Но взглянем на голову «обманутого». На ней венок из дубовых веток.

В античности дубовый венец – символ Зевса и Юпитера.

Позже – это атрибут императорской власти.

Перед нами Данте – почему-то не узнанный, несмотря на свой классический профиль и плащ с капюшоном (как на прижизненном портрете Леонардо кисти Джотто; впрочем, такой же капюшон и на портретах Александра VI Борджиа).

Поэт был изгнан из Флоренции партией «черных» и заочно приговорен к смерти на костре (в случае, если вдруг вздумает вернуться).

Он не вернулся. Но Леонардо вообразил возвращение престарелого Данте на родину.

…Его хватают где-то на площади. И толпа уродов потешается над ним.

Нет на рисунке Леонардо никаких «гадающих цыганок». И «жертвой этих порочных людей» (мнение того же Л. В. Романчука) Леонардо не становился.

Не «цыганка» обнимает человека в дубовом венце: это люмпен в пиратской повязке узнал Данте по дубовому венку (символу гражданского подвига) и пытается его схватить со спины. А другой, голова которого запрокинута (надо думать, он апеллирует к стражнику на башне) во всю пасть орет: «Держи, белого!»

Перед нами не монстры, а рядовые сограждане-флорентийцы.

Голову Леонардо венчает Corona Civica – «гражданский венец», корона из дубовых листьев, дававшаяся за гражданский (а не военный, или поэтический подвиг), за спасение жизни сограждан.

Таким венцом за предотвращение гражданской войны был увенчан Октавиан.

Данте следует его примеру. Энциклопедия сообщает, что он «принимал активное участие в политической жизни Флоренции; с 15 июня по 15 августа 1300 входил в правительство (был выбран на должность приора), пытался, исполняя должность, воспрепятствовать обострению борьбы между партиями Белых и Черных гвельфов. После вооруженного переворота во Флоренции и прихода к власти Черных гвельфов был 27 января 1302 приговорен к изгнанию и лишен гражданских прав; 10 марта его, как не уплатившего денежную пеню, приговорили к смертной казни».

Вспомним еще, что Данте – «один из первых в итальянской литературе носителей общенационального сознания и патриотов национального государства» (так писал Константин Николаевич Державин в предисловию к «Божественной комедии», переведенной Лозинским). Он первым противопоставил латыни живой народный язык.

Однако и сам Леонардо родился не в Милане, а в местечке Анкиано, близ городка Винчи, расположенного в окрестностях Флоренции.

Да и судьбы рифмуются.

Оба – изгнанники. У обоих были проблемы с законом и властями. Оба достойны Corona Civica – дубовых Гражданских венцов. Нет, не за искусства. Данте как первый патриот будущей Италии. А Леонардо «за спасение жизней граждан» как инженер, создатель новых видов вооружений и фортификаций.

Дубовый венец (вместо привычного нам лаврового) и сбил искусствоведов с толку. Потому-то Данте и не был ими опознан.

Первый портрет Данте в лаврах написан Сандро Боттичелли в 1495 году.

 

 

Портрет Данте кисти Сандро Боттичелли.

1495 год

 

Не слишком понятно, кто раньше и кто с кем спорит, но, похоже, прав Леонардо: изгоняемый из Флоренции Данте, еще не написавший «Божественной комедии», лаврового венца (в отличие от дубового) еще не заслужил.

Другое дело – уже изможденный изгнанием поэт на фреске Рафаэля «Диспут» в Станца делла Сеньятура папского дворца Ватикана (1509 год):

 

 

Портрет Данте на фреске Рафаэля

 

Ну а на единственном прижизненном портрете Данте какой-либо венец вообще отсутствует:

 

 

Незаконченный портрет Данте кисти Джотто.

(Дворец Барджелло, Флоренция)

 

Есть, впрочем, еще одно заслуживающее внимания изображение:

В 1449–1450 годах время строительства виллы Filippo Carducci (по имени заказчика) в Ленья итальянский живописец Андреа дель Кастаньо создает портреты знаменитых мужчин и женщин. В этой галерее три Флорентийских военачальника, три знаменитых женщины и три поэта, среди которых и Данте. Сегодня эти портреты можно видеть в музее Кастаньо, во Флоренции.

 

 

 

На какой портрет Данте ориентировался Леонардо, мы вряд ли узнаем. От XIII, XIV да и XV веков сохранилось немногое.

И на удивление близки к леонардовскому рисунку два профиля Данте (старого и молодого), принадлежащие Пушкину:

 

 

 

А. С. Пушкин. Рисунки 1833 и 1824 гг.

Подробнее: Р. Г. Жуйкова. Портретные рисунки Пушкина. Каталог атрибуций.

СПб., 1996. С. 155.

 

И еще раз рисунок Леонардо:

 

 

2007–2011

 

 

на титульную страницу сайта

 

Сайт управляется системой uCoz